Политические идени Нового времени (ХІХ - нач. ХХ ст.).Страница 4
Политические материалы » История политической мысли » Политические идени Нового времени (ХІХ - нач. ХХ ст.).
Во главе города Солнца - идеальной республики, которая была сконструирована Т. Кампанеллою в его одноименной книге, стоит мудрец и всезнающий первосвященник Солнце (он же Метафизик), которому подчиняются три соправителя: Мощь, Мудрость и Любовь. Они избирают должностных лиц, носителей истинного знания.
Социалисты-утописты считали, что будущее государство потеряет насильственный характер, а главное содержание власти будет представлять организация производства и потребление, развитие науки и культуры. Сен-Симон писал, что в дальнейшем политическое правление людьми должно превратиться в распоряжение вещами и руководство процессами производства.
Законным наследником и продолжателем революционно-демократических и социалистических традиций западноевропейской социально-политической мысли Нового времени стало учение К. Маркса (1818 - 1883гг.) - марксизм.
Марксизм - не простое продолжение предыдущих социально-политических идей. Он представляет собой попытку дать ответ на новые вопросы, которые поставил ход истории в первой половине ХІХ ст. Важнейшим из них был вопрос о путях утверждения идеала свободной личности, который был провозглашен еще эпохой Просвещения.
В центре внимания марксизма стал вопрос о сущности, тенденции развития и будущем буржуазного общества, всех его институтов с точки зрения интересов человеческой воли. В контексте этого анализа марксизм выработал новые подходы к объяснению государства, политики и права. Сущность этого подхода состоит в диалектично-материалистичном понимании государства, политики и права, в утверждении того, что их базой является совокупность господствующих в классовом обществе производственных отношений, в раскрытии характера взаимодействия базы и политической надстройки. По Марксу, земные основы государства коренятся в материальных экономических отношениях.
Государство порождается не свободной волей людей, а является закономерным результатом разделения труда и связанного с ним образование социальных классов. Главным в марксистском анализе политики как общественного явления выступает положение о сущности классовой борьбы как борьбы политической, направленной на завоевание и удержание власти. Раньше буржуазные мыслители и социалисты-утописты также знали о существовании классовой борьбы, но они не рассматривали борьбу классов как движущую силу истории.
К.Маркс и Ф.Энгельс из классовых позиций подходили к сущности политической власти, определяя ее так: «политическая власть в собственном понимании слова - это организованное насилие одного класса для подавления другого». (К.Маркс, Ф.Энгельс, Соч.2-е изд., т. 4, с. 477).
Судьба марксистской теории огромна и трагична. Она имела и имеет приверженцев практически во всех странах мира, которые неоднократно старались воплотить ее в жизнь. Руководствуясь этой теорией, русские большевики захватили власть, удерживали ее на протяжении многих десятилетий, навязывали свой "опыт" другим странам. Тем не менее, крах тоталитарного режима в 90-х годах ХХ ст. привел к кризису марксизма.
О значении теоретического наследства Маркса для современного научного знания хорошо сказал Карл Поппер (1902- 1994 гг.), научный критик марксизма: «Он (Маркс) много на что открыл нам глаза и заострил наше зрение, но возвращение к домарксистской общественной науке уже невозможно. Все современные исследователи проблем социальной философии обязаны Марксу, даже если они этого не сознают. Это особенно верно для тех, кто не согласен с его теориями, как, например, я. И я с готовностью признаю, что моя трактовка Платона или Гегеля носит на себе печать влияния Маркса.» (К. Поппер. Открытое общество и его враги. В 2-х т., т.2, с. 98).
Рекомендуем к прочтению:
Общности цивилизации
Отдельные американцы поощряют мультикультурность на родине; некоторые поддерживают универсализм за границей; а некоторые содействуют и тому, и другому. Мультикультурность на родине угрожает Соединенным Штатам и Западу; универсализм за гр ...
Референдум: понятие, виды.
Референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) - механизм правления, предусматривающий решение наиболее важных для общества вопросов (решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопрос ...
Политическая борьба, как средство власти.
Существование множества партий ведет к появлению политической борьбы. Политическая борьба - это одна из важнейших сторон политической жизни, заключающаяся во взаимодействии различных политических сил между собой во имя достижения определ ...