Политические идени Нового времени (ХІХ - нач. ХХ ст.).Страница 1
Политические материалы » История политической мысли » Политические идени Нового времени (ХІХ - нач. ХХ ст.).
Дальнейшее развитие политической теории в западных странах проходит на фоне буржуазных революций XVІ - первой половины XІ ст. в Нидерландах (1566 - 1609 гг.), Англии (1640 - 1688 гг.), Франции (1789 - 1794 гг.), Америке (1775 - 1783 гг.).
Но было бы очень сложно искать границу между политической мысленным взором Возрождения и Нового времени в собственном содержании.
Политические идеи нового класса - буржуазии, которые рождались в предыдущей эпохе, получат свою всестороннюю разработку в следующее, Новое время. На его начальном этапе основное значение приобретают идеи уничтожения ограничений, которые феодальное государство накладывает на волю индивида.
В последующем общественная концепция политики приобретает свое логическое продолжение в социальной концепции, в которой акцент из индивида переносится на социальные группы как субъекты политики.
Политическая наука Нового времени связана с именами величайших мыслителей ряда стран, она будто перемещается с одной страны в другую, следуя за бушующими общественными событиями.
Одним из таких мыслителей есть Томас Гоббс (1588 - 1679гг.), которого считают отцом современной политологии. Свое политическое учение он изложил в философской работе «О гражданине» и трактате «Левиафан».
Государство Гоббс рассматривал как человеческое, а не божественное оборудование. По его мнению, оно возникло на основе общественного договора из догосударственного состояния. В своей работе «Левиафан» Т. Гоббс описывает хаос догосударственного общества, в котором была война всех против всех. Люди искали мира и нашли его путем общественного договора. Первым общественным договором, по мысли Гоббса, был договор между Богом и патриархом Авраамом, согласно которому Бог обещал Аврааму свою защиту, а Авраам обязал себя и свое потомство подчиниться велением, уставам и законам Бог.
Концепция общественного договора была также центром построений Джона Локка (1632 - 1704гг.), которого считают основателем либерализма. Либерализм - это учение и общественно-политическое течение, которое содержит в себе учреждение на обеспечение воли личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сферы деятельности государства.
Согласно идеям Дж.Локка, человек от рождения имеет важные неотъемлемые права (жизнь, воля, собственность). Бесспорной заслугой Локка есть выдвижения идеи распределения власти в государстве между разными органами для того, чтобы оградить ее от деспотического использования и злоупотребление ею.
Кроме того, Локк считал, что государство и общество - не одно и тоже, и падение государства не означает конца общества. Общество может создать новое государство, если существующее его не удовлетворяет, так как лицо создано для государства, а не государство - для лица.
Существенное развитие политические идеи приобрели в работах мыслителей французской Просвещения, одним из которых был Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755 гг.). Главным достижением Ш.-Л.Монтескье постоянная теория распределения власти.
Анализируя британскую политическую систему, где вследствие стихийного развития был создан механизм распределения власти, Монтескье теоретически обосновал его. Согласно теории Монтескье господство права может быть обеспечено только распределением власти на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы они взаимно сдерживали друг друга.
Еще одно достижение Монтескье - теория социального и исторического детерминизма. Он считал, что много вещей управляют людьми: климат, религии, законы, принципы, нравы. И как результат этого образовывается общий дух народа.
Рекомендуем к прочтению:
Специфика политической власти
Политическая власть характеризуется отличительными признаками:
v наличие целостной системы политических институтов, учреждений, объединений;
v возможностью управлять людьми, распоряжаться собственностью, финансами;
v наличием права при ...
Заключение.
Заканчивая рассмотрения вопроса о концепции гражданского общества сделаю общие выводы.
Во-первых, гражданское общество - явление раннебуржуазного строя, в котором личность человека на основе введения частной собственности рынка, рабочей ...
Классические и современные модели демократии
На сегодняшний день разные концепции демократии
до сих пор спорят между собой о том, что есть народ и как он осуществляет свое право на власть? Можно ли ставить знак равенства между народом и нацией? Каковы оптимальные для демократии фор ...