PoliticalMind

Политическая аналитика

Экономическая поляризация стран СНГ
Страница 1
Политические материалы » Проблема поляризации стран » Экономическая поляризация стран СНГ

Даже самого беглого взгляда на основные показатели достаточно, чтобы осознать, сколько далеко государства СНГ отстоят сегодня друг от друга на условной шкале развития.

Если ранжировать их относительно российского ВВП на душу населения, то они выстроятся в следующем порядке. Казахстан и Беларусь наиболее близки к уровню России (соответственно 77 и 71% от российского показателя). Далее с большим отрывом следуют Грузия (48), Украина (45) и Узбекистан (32). Остальные – Азербайджан и Туркменистан (по 28%), Армения (26), Молдова (24), Кыргызстан (18) и Таджикистан (11%) – фактически принадлежат к группе наименее развитых государств. То есть в большинстве стран среднедушевой ВВП в несколько (3-9) раз меньше, чем в России. www.culturemass.ru

Относительно высокий уровень среднедушевого ВВП в Беларуси объясняется тем, что значительная часть потребляемых здесь энергоносителей и электроэнергии поступает из России бесплатно. К тому же в большинстве постсоветских государств – особенно в Беларуси, Грузии, Казахстане, Узбекистане и Туркменистане – официальный обменный курс национальных валют сильно завышен.

Стоимостные показатели не являются достаточно надежным инструментом для сопоставления переходных экономик стран СНГ, поэтому имеет смысл обратиться к структуре их занятости. При этом с учетом специфики советской и постсоветской экономик, особое значение имеет относительная занятость в аграрном секторе. Данный критерий служит наиболее подходящим для классификации рассматриваемых стран по уровню социально-экономического развития.

По удельному весу сельского хозяйства в совокупной занятости они распадаются на три группы. В России, Беларуси, Казахстане и на Украине он колеблется в пределах 13-24%, в Азербайджане и Армении – 28-41%. В центральноазиатских же республиках, особенно Таджикистане, а также в Грузии и Молдове аграрный сектор остается доминирующей сферой занятости. Иначе говоря, основная масса населения здесь еще не перешагнула порога индустриализма, и общество остается преимущественно аграрным.

Качественная неоднородность СНГ становится еще заметнее, если обратиться к демографическим показателям. На их базе можно выделить три основных группы стран. В первую входят Россия, Беларусь и Украина; близка к ней Молдова. По основным параметрам воспроизводства населения и формам организации семейной жизни три славянских государства близки европейским и всем развитым странам. На другом полюсе – четверка центральноазиатских республик и Азербайджан. Показатели воспроизводства населения здесь типичны для развивающихся стран, о чем свидетельствуют высокие коэффициенты рождаемости и его естественного прироста. В Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане, например, число родившихся на 1000 человек в 1995 г. составляло 28-29, тогда как в славянских государствах СНГ – не более 9-10.

Далеко республикам Центральной Азии и до достижения той фазы развития, когда превалирующей формой организации семейной жизни становится современная нуклеарная семья. Большая патриархальная семья здесь остается основным регулятором социальных и экономических связей. Средний размер семьи в начале 90-х годов достигал пяти-шести человек против трех в европейских странах содружества. Социально-экономические роли и функции индивидов в таком обществе дифференцированы слабее, а семейно-родственные формы общения превалируют над всеми остальными.

Промежуточное положение между этими двумя группами занимают Армения, Грузия и Казахстан, хотя и они явно тяготеют к центральноазиатским республикам и Азербайджану.

Все это свидетельствует, что социально-экономическая неоднородность СНГ продолжает нарастать. На углубление дифференциации между странами СНГ работает также разнонаправленность их экономических интересов и нарастающие расхождения во внешнеэкономической ориентации.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Кумулятивный вотум
Эта система характеризуется тем, что каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов или меньше (разумеется, число голосов у всех избирателей одинаковое), и распределяет св ...

Республиканский этатизм
Франция не являлась страной ускоренной модернизации, но на протяжении трех последних столетий неизменно возвращалась к особому образцу политической идеологии, чьи истоки восходят еще к эпохе Просвещения. Французский республиканизм опиралс ...

Мораль, политические обычаи и традиции как регуляторы политического поведения
В содержании механизма нормативного регулирования политической системы общества входят также нормы морали (нравственности), т.е. установленные и охраняемые силой общественного мнения правила, образец поведения человека в той или иной типи ...