PoliticalMind

Политическая аналитика

Геополитическая позиция Азербайджана
Страница 1

Азербайджанская Республика после приобретения независимости в 1991 году стала проводить самостоятельную внешнюю политику, направленную на систематическое укрепление и развитие государственности и на защиту национальных интересов, номинально строя последнюю на основе международных правовых норм и принципов, а также на принципах уважения суверенитета и территориальной целостности государств и не вмешательства во внутренние дела[1]. Внешняя политика Азербайджана, руководствуясь этими принципами и выступая с позиции долгосрочных национальных интересов, преследует такую жизненно важную цель, как устранение угроз направленных на независимость, суверенитет, территориальную целостность и национальную безопасность республики, и в первую очередь агрессии, совершенной против нее со стороны Армянской Республики. Одним из основных приоритетов Азербайджанской внешней политики является установление мира и стабильности на региональном уровне, достижение таких стратегических целей, как реализация проектов по сотрудничеству и крупных транспортных проектов.

Среди приоритетов внешней политики Азербайджана, как правило, называются:

- развитие плюралистической демократии, основанной на рыночной экономике и верховенстве законов;

- проведение независимой внешней политики с целью скорейшего восстановления территориальной целостности и суверенитета Азербайджана;

- устранение угроз, направленных против безопасности, политической независимости, суверенитета и территориальной целостности Азербайджана;

- решение Нагорно-Карабахского конфликта между Арменией и Азербайджаном на основе принципов Лиссабонского саммита и путем переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ;

- устранение результатов военной агрессии Армении против Азербайджана;

- развитие взаимовыгодных отношений с соседними странами;

- усиление безопасности и стабильности в регионе;

- предотвращение противозаконных перевозок оружия и других противозаконных перевозок;

- преданность существующим глобальным режимам по предотвращению распространения ядерного оружия и создание на Южном Кавказе свободной от ядерного оружия зоны;

- демилитаризация бассейна Каспийского моря;

- интеграция в структуры Европейской и Трансатлантической безопасности и сотрудничества, включая НАТО, Европейский Союз, Западно-Европейский Союз и Совет Европы;

- ускорение развития различных отраслей экономики страны, пользуясь выгодным стратегическим и географическим положением Азербайджана, расположенного на стыке Запада и Востока;

- развитие Евразийского транспортного коридора, участником которого является Азербайджан.

Целенаправленная внешняя политика укрепила позиции республики на международной арене[2]. Благодаря динамичному продолжению в последние годы социально-экономической стратегии, а также проведению во всех сферах общественной жизни соответствующих реформ, отвечающих всем требованиям современного периода, Азербайджан стал развиваться более активно, превратившись в государство, обеспечивающее реализацию на Южном Кавказе обширных проектов. Азербайджан, продолжающий курс интеграции в Евро-Атлантическое пространство, превратившийся в центр международного и регионального сотрудничества, занявший место среди лидирующих стран мира по уровню роста внутреннего валового продукта, в течение последних лет приближается к поставленным целям и завоевывает влияние в мировой политике. В следствии эксплуатации трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан и завершения строительства газопровода Баку-Тбилиси-Арзурум, являющихся логическим результатом нефтяной стратегии, позиции Азербайджана в системе международных отношений еще более усилились, обеспечив тем самым формирование у него имиджа государства, открытого для иностранных инвестиций. Последние годы были всецело направлены на реализацию энергетических проектов и коммуникационных систем, влияющих на мировую политику, осуществление эффективной социально-экономической стратегии, согласование внешней и внутренней политики, предотвращение превращения Азербайджана в арену геополитической конкуренции, формирование азербайджанских диаспор и лобби.

2006 год может считаться кульминационной вершиной в реализации новой нефтяной стратегии. Дача в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан 13 июля 2006 года означала получение Азербайджаном широких возможностей с точки зрения обеспечения экономических интересов и позиций государств, являющихся участниками данного проекта, а также решения проблем, связанных с энергетической независимостью. Существующая сегодня мировая конкуренция за контроль над основными источниками энергии создает реальное представление о степени заинтересованности в превращении названного трубопровода в механизм целенаправленного сотрудничества.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Политическая легитимность
Исторический анализ показывает, что политическая власть может достаточно эффективно функционировать только тогда, когда большинство членов общества добровольно, без видимого внешнего принуждения выполняет ее распоряжения. Здесь возникает, ...

Характеристика тоталитаризма как политической системы. Специфика тоталитарных политических систем
Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX веке. В политический же лексикон само это слово впервые ввел для характеристики своего движения Беннито Муссолини в 1925 г. В конце 20-х годов английская газета "Таймс" писал ...

Лоббизм в сфере государственного регулирования коммерческой недвижимости
Современный опыт исследования процесса принятия решений в государственных и муниципальных органах власти показывает, что решение конкретных вопросов, касающихся перспектив развития рынка коммерческой недвижимости и позиции на этом рынке т ...