PoliticalMind

Политическая аналитика

Геополитическая позиция Азербайджана
Страница 1

Азербайджанская Республика после приобретения независимости в 1991 году стала проводить самостоятельную внешнюю политику, направленную на систематическое укрепление и развитие государственности и на защиту национальных интересов, номинально строя последнюю на основе международных правовых норм и принципов, а также на принципах уважения суверенитета и территориальной целостности государств и не вмешательства во внутренние дела[1]. Внешняя политика Азербайджана, руководствуясь этими принципами и выступая с позиции долгосрочных национальных интересов, преследует такую жизненно важную цель, как устранение угроз направленных на независимость, суверенитет, территориальную целостность и национальную безопасность республики, и в первую очередь агрессии, совершенной против нее со стороны Армянской Республики. Одним из основных приоритетов Азербайджанской внешней политики является установление мира и стабильности на региональном уровне, достижение таких стратегических целей, как реализация проектов по сотрудничеству и крупных транспортных проектов.

Среди приоритетов внешней политики Азербайджана, как правило, называются:

- развитие плюралистической демократии, основанной на рыночной экономике и верховенстве законов;

- проведение независимой внешней политики с целью скорейшего восстановления территориальной целостности и суверенитета Азербайджана;

- устранение угроз, направленных против безопасности, политической независимости, суверенитета и территориальной целостности Азербайджана;

- решение Нагорно-Карабахского конфликта между Арменией и Азербайджаном на основе принципов Лиссабонского саммита и путем переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ;

- устранение результатов военной агрессии Армении против Азербайджана;

- развитие взаимовыгодных отношений с соседними странами;

- усиление безопасности и стабильности в регионе;

- предотвращение противозаконных перевозок оружия и других противозаконных перевозок;

- преданность существующим глобальным режимам по предотвращению распространения ядерного оружия и создание на Южном Кавказе свободной от ядерного оружия зоны;

- демилитаризация бассейна Каспийского моря;

- интеграция в структуры Европейской и Трансатлантической безопасности и сотрудничества, включая НАТО, Европейский Союз, Западно-Европейский Союз и Совет Европы;

- ускорение развития различных отраслей экономики страны, пользуясь выгодным стратегическим и географическим положением Азербайджана, расположенного на стыке Запада и Востока;

- развитие Евразийского транспортного коридора, участником которого является Азербайджан.

Целенаправленная внешняя политика укрепила позиции республики на международной арене[2]. Благодаря динамичному продолжению в последние годы социально-экономической стратегии, а также проведению во всех сферах общественной жизни соответствующих реформ, отвечающих всем требованиям современного периода, Азербайджан стал развиваться более активно, превратившись в государство, обеспечивающее реализацию на Южном Кавказе обширных проектов. Азербайджан, продолжающий курс интеграции в Евро-Атлантическое пространство, превратившийся в центр международного и регионального сотрудничества, занявший место среди лидирующих стран мира по уровню роста внутреннего валового продукта, в течение последних лет приближается к поставленным целям и завоевывает влияние в мировой политике. В следствии эксплуатации трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан и завершения строительства газопровода Баку-Тбилиси-Арзурум, являющихся логическим результатом нефтяной стратегии, позиции Азербайджана в системе международных отношений еще более усилились, обеспечив тем самым формирование у него имиджа государства, открытого для иностранных инвестиций. Последние годы были всецело направлены на реализацию энергетических проектов и коммуникационных систем, влияющих на мировую политику, осуществление эффективной социально-экономической стратегии, согласование внешней и внутренней политики, предотвращение превращения Азербайджана в арену геополитической конкуренции, формирование азербайджанских диаспор и лобби.

2006 год может считаться кульминационной вершиной в реализации новой нефтяной стратегии. Дача в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан 13 июля 2006 года означала получение Азербайджаном широких возможностей с точки зрения обеспечения экономических интересов и позиций государств, являющихся участниками данного проекта, а также решения проблем, связанных с энергетической независимостью. Существующая сегодня мировая конкуренция за контроль над основными источниками энергии создает реальное представление о степени заинтересованности в превращении названного трубопровода в механизм целенаправленного сотрудничества.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Технология работы по подготовке к архивному хранению документов современных политических партий, организаций, движений. Организация приема документов от организаций и частных лиц по договору
Работа по комплектованию планируется и включает в себя: выявление общественных объединений и лиц, которые владеют коллекциями документов по общественно-политической истории Тулы и области современного периода, имеющих научно-историческую ...

Гуманистическая ориентация политического завещания Ленина.
Опыт первых пяти лет Советской власти выявил как исторические достижения, так и опасные проблемы, препятствовавшие построению об­щества реального гуманизма. Уже будучи тяжело больным, в конце 1922 - начале 1923г. В. И. Ленин в своих после ...

Бюрократия с точки зрения нового институционализма. Рыночная модель бюрократического устройства
Основные постулаты рыночной модели бюрократического устройства были заложены в 1992 году в книге Дэвида Осборна и Теда Геблера, которую сразу же после выхода окрестили классической[11]. Авторами были сформулированы 10 тезисов, которые гар ...