Эволюция либеральной идеиСтраница 1
Политические материалы » Либеральная идея и модернизация экономики Украины » Эволюция либеральной идеи
Исторический опыт социально-экономических преобразований показывает, что их успех и результативность зависят от определенной идеологической доктрины, выражающей интересы значительной части общества.
В ней должны быть представлены основные мировоззренческие ценностные установки, которые разделяют большинство граждан. Именно тогда, когда существуют определенные общие интересы граждан, может существовать определенная идеология. В тех же случаях, когда идеология навязывается сверху, в угоду интересам определенных социальных сил, она превращается в ложные формы общественного сознания, не отражающие реальную действительность адекватно.
Всякого рода суждения о "деидеологизации" всех форм социально-экономической жизни есть не что иное, как свидетельство исторической исчерпанности тех ценностей, которые существовали в обществе. Такие процессы демонстрировали смену идеологических парадигм: отказ от догм и ценностей советской идеологии и замену ее новой либеральной, хотя преподносилось это как "деидеологизация" общественной жизни. На самом же деле эти процессы свидетельствовали об исторической исчерпанности ложных форм общественного сознания.
Начало таким формам общественного сознания было положено революционными событиями 1917 г., когда, в соответствии с установившейся отечественной традицией, была заимствована не реально существовавшая более развитая социально-экономическая система, а научная концепция, построенная всего лишь на прогнозе относительно будущего развитых капиталистических стран. Эта концепция стала теоретическим основанием для выработки идеологической доктрины о новом обществе, именуемом "социализм".
Эксперимент, потребовавший колоссальных усилий и огромных человеческих жертв, потерпел неудачу, а сама идеологическая концепция оказалась ложной, что было подтверждено всем ходом исторического развития.
Крах социалистических ценностей и идеалов отнюдь не означал, что общество стало жить без определенной идеологии. В обществе, как и в природе, не бывает пустоты. На месте рухнувших ценностей и идеалов социализма появились новые, отражающие противоречивые интересы тех социальных групп, которые встали во главе экономических преобразований, воплощавшихся в жизнь в начале 90-х годов. Все сферы социальной жизни (экономика, образование, культура и др.) начали испытывать влияние новой идеологии, ставшей "концентрированным выражением" определенной политики возникших объединений, движений, партий.
Так случилось, что по времени смена социально-экономического строя и основных идеологических доктрин на постсоветском пространстве совпала с господством либеральной идеи. Крах коммунистической идеи еще больше укрепил в сознании миллионов людей представление о триумфе либерализма в мире. Известный американский философ Ф. Фукуяма рассуждал о "всемирной либеральной революции", охватывающей все новые и новые страны и трансформирующей их в соответствии с "универсальной моделью развития", а также об отсутствии идеологических "жизнеспособных альтернатив". По мнению Ф. Фукуямы, "победу одержала не столько либеральная практика, сколько либеральная идея".
Если говорить о социально-философской характеристике понятия "либеральная идея", то в этой связи возникают, по крайней мере, два вопроса:
что такое идея по своему определению?
почему глобальный капитализм, со всеми своими признаками, должен считаться "победой либерализма"?
Отвечая на первый вопрос, следует вспомнить, что, по определению Гегеля, идея - это "единство идеального и реального", "конечного и бесконечного", "утверждения и отрицания", то есть "возможность, которая в себе самой имеет свою действительность", поэтому она есть "процесс". Если находиться в рамках такого определения и попытаться ответить на второй вопрос (почему либеральная идея наиболее полно развернула себя в тех формах глобального капитализма, которые существуют поныне?), то необходимо отметить, что по существу современный либерализм стал идеологией и практикой современного капитализма. Другими словами, современный капитализм является предметным воплощением либеральной идеи и "концом истории", по мнению Ф. Фукуямы. В современном капитализме, в его явлениях и фактах, либеральная идея не только воплотилась, не только растворилась, но и исчерпала себя. Тем самым она не способна и не готова критиковать капиталистическую действительность.
Было время, когда либерализм выступал движущей силой революционных преобразований, происходивших в системе капиталистического хозяйства в XVIII-XIX вв. Речь идет о либерализме, в центре которого находится понятие "собственность". Именно этим понятием, по выражению Л. фон Мизеса, определяется суть либерализма.
Рекомендуем к прочтению:
Структура, функции и условия существования гражданского общества
В целом в нынешнем понимании гражданское общество — это система отношений между людьми, обеспечивающая удостоверение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы форм и направлений деятельности.
Сам термин «граждан ...
Политические институты верховной государственной власти
Институт президентализма встречается сегодня во многих странах мира. Одна из проблем, к которой часто обращаются при исследовании этого института связана со спецификой его взаимодействия с демократическим политическим режимом. Мы трактуем ...
Репрезентация имиджа ЛДПР региональными СМИ в Саратовской
области А.Г. Чернышевым
На современном этапе развития партийной системы в Российской федерации, наблюдается четкая тенденция доминирования одной партии, в общественно политической жизни страны - партии власти. Партия власти представляет собой институт не только ...