Манипулятивные основы
политической рекламыСтраница 2
Политические материалы » Политическая реклама » Манипулятивные основы
политической рекламы
Основной способ воздействия на аудиторию, используемый в политической рекламе, - это эксплуатация существующих в массовом сознании стереотипов путем усиления, противопоставления, ослабления и т.д. Массовое сознание - это сочетание установок, сформированных вне этого сознания, и выводов, полученных в результате самостоятельного анализа индивидом или группой людей. В самой природе массового сознания заложенная готовность принять установки извне приводит к тому, что основной составляющей общественного мнения являются стереотипы. Стереотипы очень выгодны с точки зрения управления. Определенная политическая выгода есть в том, что наша ментальность заполнена стереотипами. Для человеческой природы характерно то, что она более податлива к формированию стереотипов, чем к выработке собственных позиций.
В политической рекламе формировать стереотипы можно разными способами: заражение, процесс не контролируемый, спонтанный; убеждение, апелляция к рационально-логическому мышлению индивида;внушение.
Убеждение может превращаться в открытое давление. Внушение превращается в манипуляции. Два эти механизма следует развести. Открытое давление, в отличие от манипуляции, предполагает собой такое взаимодействие, цель воздействия которого сразу обозначается.
Рекламное сообщение будет оценено, когда в нем будет изрядная доля драматизации событий. Информация подается не сухо, а с каким-то конфликтом, нарастанием, напряжением. При этом те или иные частные факты превращаются в единственно важное, чуть ли не главное, событие сегодняшней жизни. Этот прием имеет внушающее воздействие. Человек активно открывается, человек чувствителен к истории. Его захватывает сюжет, спад напряжения, ритмика. Внушающим воздействием является фактография. Факты убедительней, чем рассуждения. Использование ярких метафор также увеличивает внушающее воздействие текста.
Также элементом внушения в политической рекламе выступает "оценка". Оценку можно подать между строк. Человек не затруднит себя оценкой событий, которые к нему лично отношения не имеют. Средства массовой коммуникации облегчают ему жизнь, они избавляют его от принятия собственного решения. Существует масса уловок, позволяющих подать выгодную манипулятору информацию под видом объективной. Уловка "якорь" - сомнительную информацию надо присоединить к положительной ценности. "Упаковка" - новость сомнительная упаковывается в положительном ряду новостей. Прием "присоединение" - сравним устные выступления политиков: "я решу все ваши проблемы" и "я знаю, что у вас крыша течет, угол обваливался". Первый обещал, второй ничего не обещал, но он присоединился, он перечислил проблемы. Второй выглядит честнее, и эффекта добьется большего, так как продемонстрировал свою причастность. Ощущение причастности одна из базовых потребностей человека, он нуждается в этом ощущении. Уловка "шаблоны переживаний" - человек настолько ленив, что сформировать личные переживания на какой-то лично не затрагивающий его предмет может не потрудиться. Специалисты в области политической рекламы навязывают шаблон переживаний: достаточно показать на фоне разрушенного селения плачущую женщину, и оценка события будет получена. Прием "словесные формулы" - мастер г-н Геббельс. Люди восприимчивы к кратким сжатым словесным формулировкам. Слоган - именно такая словесная формулировка. Достоверность источника тоже имеет суггестивное внушающее воздействие.
Политическая реклама не обходится без использования такого психологического механизма, как апелляция к эмоциональной сфере личности. Здесь существует несколько моментов, делающих этот механизм эффективным. Обращение к эмоциям не требует никакого рационального обоснования своих аргументов. К тому же любые образы, связанные с сильными эмоциями, надолго задерживаются в памяти людей. Такие эмоции, как страх, ненависть, презрение, смятение и, наоборот, чувство патриотизма, гордости, чувство собственного достоинства эффективно используется при создании политической рекламы и для формирования нужных образов и стереотипов.
Психологическая сущность манипуляций - в эксплуатации человеческих эмоций. В этой связи самыми беспощадными можно назвать религиозные войны, самыми труднорегулируемыми национальные конфликты, поскольку религиозные и национальные чувства затрагивают глубинные слои человеческой психики. Человек, в котором удается разжечь пламя религиозного фанатизма или национального экстремизма, способен на все. "Страсти - это единственные ораторы, доводы которых всегда убедительны". Когда же пожар страстей перекидывается на целые народы - тут наступает раздолье для политических манипуляций.
Обращение к эмоциональной сфере с целью создания образа или стереотипа в ходе манипуляции особенно эффективно, когда существует большое скопление народа, где работает механизм массового заражения, в несколько раз усиливающий любую эмоцию.
Рекомендуем к прочтению:
Права
коренных народов
Стандарты ООН
Проект Декларации ООН по правам коренных народов, который был принят Подкомиссией ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств в 1994 году, но пока еще не одобрен Генеральной Ассамблеей, представляет собой одну и ...
Демократия, ее сущность, критерии и принципы. Теоретическое
обоснование термина "демократия"
Прошли столетия, но содержание термина демократия не приобрело какого-либо единого устраивающего абсолютно всех толкования. Большинство живущих в демократических странах в принципе согласно с тем, что главные позиции в демократии занимают ...
Причины элитизма. Функции и типы элит
Существенные различия в понимании сущности элиты компенсируются общим для всех направлений и школ взглядом на неё как неотъемлемый атрибут любой (вне зависимости от исторической эпохи) политической системы. В качестве наиболее общих причи ...