Развитие экономического и военно-политического сотрудничества РФ со странами Средней и Центральной АзииСтраница 6
Политические материалы » Развитие экономического и военно-политического сотрудничества РФ со странами Средней и Центральной Азии
Значительно активизируются отношения ИРИ с Туркменистаном. Развивается экономическое сотрудничество между двумя государствами. Особенно в создании совместных предприятий по нефтегазодобыче и переработке, в области технического содействия, транспортировки и поставок нефтепродуктов, а также закупок и реэкспорта туркменского газа через южные иранские порты. По заявлению заместителя министра иностранных дел ИРИ М.Сармади, между ИРИ и Туркменистаном заключены соглашения о торговле нефтепродуктами, достигнут прогресс в деле развития транспортных услуг между двумя странами.
В ирано-узбекских отношениях наряду с экономическими вопросами общей проблемой является обеспечение безопасности на афганской границе. До американского вторжения в Афганистан Иран и Узбекистан выступали за мирное разрешение афганского кризиса путем переговоров конфликтующих групп. В настоящее время они выступают за организацию международного контроля за положением в Афганистане.
Во время визита К.Харрази в Узбекистан в сентябре 2001 г. обсуждались планы создания совместной транспортной компании в целях активизации двусторонних торговых связей, а также создание ряда совместных предприятий в сфере обеспечения новых услуг и технологий, сотрудничество в финансово-банковской сфере. Узбекская сторона обратилась к Ирану с просьбой о выполнении проектов по водоснабжению и строительству водоочистных установок на общую сумму 10 млн. долл.
Иран развивает свои отношения и со странами Закавказья. Заинтересованность Ирана в развитии отношений с Арменией была подтверждена меморандумом, подписанным в декабре 2002 г. в Тегеране по окончании работы четвертой межправительственной ирано-армянской комиссии по экономическому сотрудничеству. На основании меморандума был подписан ряд документов: о развитии товарооборота между двумя странами, о строительстве газопровода между Ираном и Арменией, об импорте иранского газа в обмен на поставку электроэнергии из Армении, о строительстве гидроэнергетического комплекса на реке Аракс, о сотрудничестве в области сельского хозяйства. Иран выразил готовность способствовать продвижению мирного процесса в Карабахе.
Развиваются отношения ИРИ с Азербайджаном. Во время пребывания в Тегеране министра экономики Азербайджана Ф.Алиева в 2001 г. К.Харрази выступил за ускорение развития двусторонних экономических связей и выразил желание Ирана принять участие в азербайджанских экономических проектах.
Иран не ограничивается развитием отношений со странами Закавказья и Средней Азии, он пытается активизировать свои связи и с другими республиками бывшего Советского Союза – Украиной и Белоруссией. При этом обращает на себя внимание широта и масштабность планов, заявленных в ходе взаимных визитов в 2001–2002 гг. Это и предоставление таможенных льгот и преимуществ иранским товарам в этих государствах, заключение соглашений об отмене режима двойного налогообложения, поощрение создания совместных предприятий в сфере промышленного производства, горнодобыче, нефтехимии, развитие сотрудничества в наземном транспорте, организация торговых палат и т.п. Все это свидетельствует о том, что Иран на фоне некоторого ослабления российского влияния на развитие обстановки в Центральноазиатском регионе и в странах СНГ пытается усилить свои позиции в этом районе. Заключая экономические и политические соглашения со странами Центральной Азии, Иран стремится объединить эти государства региона, оставив за собой главенствующую роль. Это поможет занять Ирану более устойчивые позиции в противостоянии политике США в Центральной Азии и в то же время в случае ирано-американского сближения заставит США считаться с интересами Ирана в регионе.
Рекомендуем к прочтению:
Политическая партия как субъект кадрового рекрутинга в системе
государственного и муниципального управления
Эпохальные трансформации социальной системы Российского общества вызванные распадом Советского Союза и сменой политического строя страны потребовали адекватных изменений подходов к государственному управлению, что послужило толчком к пров ...
Особенности политического конфликта в России
Содержание политических конфликтов в отдельной стране зависит от структурных и функциональных характеристик политической власти, потребностей политического развития общества, состояния идеологии, традиций и опыта политической борьбы. Срав ...
Информационное общество – основа постиндустриальной
экономики
Информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы – самый большой потенциальный источник богатства. Постиндустриальная экономика – это э ...