PoliticalMind

Политическая аналитика

Политическое участие
Страница 1

Политическая культура индивида находит выражение в степени его вовлеченности в политическую жизнь. Политическая активность у разных людей варьируется. М. Вебер в своей лекции «Политика как призвание и профессия» выделил три возможных уровня участия в политике:

1) профессиональное занятие политикой;

2) участие в политике «по совместительству»;

3) участие в политике «по случаю».

Профессиональный уровень занятия политикой демонстрируют политические лидеры, сделавшие политику «делом жизни», а также люди, которые в профессиональном плане обслуживают политических лидеров: партийные функционеры, государственные чиновники, политтехнологи, журналисты.

Второй уровень участия в политической жизни представлен активистами партий и общественных движений

, которые, хотя и занимаются политикой, участвуя в митингах, выступая в роли агитаторов, наблюдателей на выборах, все же имеют сферу профессиональных интересов, лежащую вне политики.

Третий уровень объединяет большую часть граждан, чья политическая активность проявляется в участии в выборах, в акциях протеста или поддержки.

Понятие «политическое участие» используется для обозначения разнообразных форм непрофессиональной политической деятельности, показывая степень реального влияния граждан на институты власти и процессы принятия решений. Политическому участию противостоит такая форма поведения, как политическая иммобильность (от лат. immobilis – неподвижный) – пассивность, полная отстраненность от политической жизни. Так, широко распространенным явлением стал абсентеизм.

Абсентеизм является важным индикатором общественного настроения и уровня доверия к политической системе. В нем находит выражение политическая апатия и отсутствие всякого интереса к выборам одних граждан и своеобразный протест других.

Автономное политическое участие рассматривается как результат рационального и относительно свободного выбора. Современные политические системы, в том числе и демократические, предполагают сочетание мобилизационных и автономных форм участия. Это означает, что, наряду с рациональными мотивами участия в политике, сформировавшимися на основе осознания собственных интересов, политическая активность индивидов может быть ответом на мобилизационные призывы партий, демагогическую риторику политических лидеров.

Формы политического участия отличаются не только степенью осознанности, но и масштабностью, легальностью и другими параметрами.

По критерию легальности принято выделять конвенциональные и неконвенциональные формы политического участия.

Конвенциональное участие – поведение, использующее законные либо отвечающие общепринятым нормам формы выражения интересов и влияния на власть. Основной формой конвенционального поведения является участие в выборах. Участие в выборах позволяет ограничить проявления опасных для политической системы форм массовой активности, направив ее в институциональное (регулируемое нормами) русло, когда недовольные политикой правительства люди выражают свой протест, голосуя за перемены. А другая часть граждан посредством выборов демонстрирует поддержку правительственному курсу. Уже на этом примере можно увидеть, что конвенциональное участие ориентировано на достижение разных целей. Американские политологи К. Джанда, Дж. Берри и Дж. Голдман выделили два вида действий:

1) действия, демонстрирующие поддержку власти и политической системы – участие в праздничных мероприятиях по поводу каких-либо событий, работа в качестве наблюдателя на выборах. Даже поднимая государственный флаг в праздничные дни, прикрепляя на одежду значки с государственной символикой, человек демонстрирует поддержку стране и косвенно ее политической системе;

2) действия, посредством которых граждане пытаются повлиять на власть и изменить определенные стороны общественной жизни. В эту группу объединены следующие формы участия:

– голосование за партии и политиков, которые выражают интересы определенной группы избирателей;

– контакты с официальными лицами (чаще всего с представителями местных органов власти), чтобы привлечь их внимание к каким-либо проблемам;

– инициативные движения (сбор подписей за проведения референдума по какому-либо вопросу, письменные обращения в органы власти, в СМИ);

– участие в санкционированных митингах, демонстрациях;

– особые формы участия – лоббирование

, финансирование избирательных кампаний. Политологи ставят вопрос: насколько подобные формы участия соответствуют демократической практике. Одни считают, что такое участие может служить частным интересам в ущерб интересами большинства, что ресурсами для подобного влияния обладает ограниченное число граждан. Другие полагают, такую практику не противоречащей демократии, замечая, что попытка правительства удовлетворить чьи-либо особые интересы вызывает отклик у активной части граждан.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Мажоритарная система абсолютного большинства
От только что рассмотренной системы она отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных из ...

Советская политическая культура
Интервью с представителями старшего поколения россиян, проведенное Ю.Д. Шевченко, позволило реконструировать облик советской политической культуры. Были рассмотрены прежде особенности доверия пожилых россиян политическим институтам. Выясн ...

Политические партии в современной России (результаты социсследования)
Одни считают, что политические партии играют большую роль в жизни россии. Другие - что партии не играют большой роли в жизни страны. С какой точкой зрения вы согласны - с первой или второй? Если говорить в целом, политические партии пр ...