Заключение
В конце ХIХ – начале ХХ века, выходит ряд произведений, посвящённых империализму. Среди них труд известного теоретика социал-демократии и лидера II Интернационала К. Каутского – «Национальное государство, империалистическое государство и союз государств (1914)». Он пытался свести империализм к разновидности политики, а не ступени хозяйства современного капитализма. Каутский выдвинул теорию ультраимпериализма, в которой в ложном свете показал перспективу наступления новой фазы мирного развития капитализма и изживания его противоречий. Дальнейшие события и особенно Первая мировая война опровергли его выводы.
В произведении В. Ленина «Империализм как высшее развитее капитализма (1914)» уже была замечена одна существенная черта современного империализма – это ключевая роль «треста банков», управляющего всем капиталистическим хозяйством, приобретшем, с учетом эксплуатируемых колоний, уже к началу первой мировой империалистической войны всемирный масштаб.
Сочинение австрийского марксиста Р. Гильфердинга «Финансовый капитал (1910)», несмотря на ошибку автора в вопросе о теории денег и на известную склонность к примирению марксизма с оппортунизмом, представляет из себя ценный теоретический анализ «новейшей фазы в развитии капитализма».
Труд английского экономиста Дж. Гобсона «Империализм (1902)», выражающий точку зрения буржуазного социал-реформизма и пацифизма, дал очень хорошее и обстоятельное описание основных экономических и политических особенностей империализма.
[1] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч., т. 27. – М. 1969, с. 309.
[2] Там же, с. 315.
[3] Там же, с.313.
[4] Там же, с. 326.
[5] Там же, с.339.
[6] Субетто А.И. Капиталократия. – СПб. 2000. – 213с.
[7] Субетто А. И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм – СПб. 2001, 527с.
Рекомендуем к прочтению:
Основные направления развития приоритетного
национального проекта "образование". Общее образование
Дополнительное денежное вознаграждение за классное руководство, которое получают учителя государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, вечерних (сменных) школ, школ-интернатов, специальных (коррекционных) общеобразовател ...
Комплектование ЦНИТО в современных условиях. Организация
работы по определению состава источников комплектования архива
«Комплектование – это систематическое пополнение архива документами в соответствии с его профилем и действующим законодательством».1
Важнейшей частью работы по комплектованию госархивов является определение круга источников комплектовани ...
Признаки и сущность государства
Государство имеет свои специфические черты, отличающие его от всех других институтов и организаций (партий, движений и др.).
1. Отделение публичной власти от общества, её несовпадение со всем населением, появление слоя профессиональных у ...