PoliticalMind

Политическая аналитика

Религиозный терроризм
Страница 1

XXI век отмечен мощным всплеском активности групп с определенной религиозной ориентацией, использующих террор для достижения своих целей. Этот процесс начался в конце прошлого века. К 1996 г. 64 из 96 наиболее известных террористических организаций были созданы на религиозной основе.

Терроризм религиозных групп относится к наиболее разрушительным разновидностям террористической деятельности. Когда терроризм освящается религиозными нормами, его деяния становятся наиболее кровавыми. Уничтожение врагов для религиозных фанатиков превращается в священный долг, в осуществление божественной воли. Религия, таким образом, легитимизирует террор. И чем больше жертв приносится во имя бога, тем лучше, по мнению идеологов терроризма, выполняется миссия "борцов за веру". Терроризм, использующий религиозные лозунги, тесно связан с этнополитическим терроризмом. Так, в Северной Ирландии межэтническое противостояние переплелось с межконфессиональным (между католиками и протестантами). Это придало конфликту особую остроту и разрушительность.

Одной из существенных проблем, создающих трудности в изучении религиозного терроризма, является терминологическая разноголосица. Ряд исследователей использует в своих работах термин "религиозный терроризм", не сомневаясь в его правильности. Соответственно, в литературе можно встретить такие формулировки, как "исламский терроризм", "христианский терроризм" и т. п.

Другие авторы выражают сомнение в обоснованности такой позиции.

Исходя из представления о том, что любая религия является гуманной по своей сущности, они не считают возможным объединять понятия "религиозный" и "терроризм".

Например, М.П.Требин предпочитает говорить о квазирелигиозной составляющей терроризма. Он объясняет свою позицию следующим образом: "В основе любой религии лежит вера в Бога, который един для всего сущего, но имен у него много, так как человек всегда стремится узурпировать право на истину, в том числе и в вопросах духовной жизни. Но в любом случае дух всякой религии основан на уважении, любви и терпимости ко всему живому".

Следуя этой логике, некоторые авторы берут слово "религиозный" применительно к терроризму в кавычки. Другие считают более правильным говорить о "радикальном исламе", "исламистах", использующих террор и т. п. Действительно, соединение религии и терроризма выглядит кощунственно, вызывает сопротивление. С одной стороны, любовь, всепрощение, с другой – циничная жестокость, убийства невинных, беззащитных людей. Но объективность требует признать, что гуманизм не является атрибутом любой религии. При этом не обязательно, что высшие силы (бог) являются добрыми.

Далеко не каждая религия призывает к насилию и терроризму. Идейным обоснованием терроризма служат те разновидности религиозных учений, которые носят экстремистский, тоталитарный характер. Многие из них отпочковываются от традиционных религий, подвергая их определенной ревизии. Они тенденциозно трактуют их основные положения, вырывая из контекста, делают акценты на одних догматах в ущерб другим. Например, содержащееся в "Коране" положение о джихаде трактуется исламскими экстремистами исключительно как использование силы против "неверных". Вместе с тем слово "джихад" в переводе с арабского означает "усилие", отдача всех сил ради распространения и торжества ислама. Первоначально под джихадом действительно подразумевались главным образом военные действия мусульманского государства. Но, начиная с IX – X вв. понятие "джихад" наполняется новым содержанием: появилось представление о высшей форме джихада – духовном джихаде, внутреннем самоусовершенствовании на пути к Аллаху, а также представление о четырех типах джихада – джихад меча, джихад сердца, джихад языка и джихад руки.

Кроме того, религиозная война трактуется в "Коране" как оборонительная. Ислам категорически запрещает самоубийство, участие в войне женщин, выступает за гуманное обращение с пленными. Запрещено нападать на "слабых из мужчин", женщин и детей, истреблять скот, уничтожать поля, губить стада, разрушать постройки. Не разрешено вести войну в священные месяцы.

Следует признать, что иногда двусмысленность, противоречивость самих религиозных текстов создает благоприятную почву для их тенденциозной интерпретации экстремистами. Они есть и в христианстве, и в исламе.

Ряд авторов отмечает элемент воинственности, который содержится в исламе. Например, В.Герасимов пишет: "Мусульманин считает, что есть одна предвечная религия, которая существует с момента появления человечества и свойственная самой природе человека.Мусульманин крайне воинственно воспринимает критику в свой адрес".

Одним из первых мусульманских объединений считается "Братья-мусульмане", основанные в 1928 году в Египте Хасан аль-Банной. Он считал, что победа ислама в одной стране может наступить мирным путем – через распространение исламских ценностей, исламское воспитание подрастающего поколения. Конечной целью он ставил – исламизацию общества и создание исламского государства.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Ресурсы, процесс и виды власти
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другими является неравномерное распределение ресурсов власти. Ресурсы власти можно трактовать как совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в со ...

Научно-техническая обработка документов современных политических партий, движений, объединений и передача их в ЦНИТО
Особенности работы с современными политическими партиями, движениями, объединениями, состоит в том, что научно-техническая обработка документов включает в себя весь комплекс работ: экспертизу ценности документов, формирование дел, их опис ...

Каким быть Союзу
В 1920 г. свою позицию по вопросу о будущих отношениях между советскими республиками Ленин определил так: «Феде­рация, которую мы вводим . послужит именно важнейшим ша­гом к самому прочному объединению различных национально­стей России в ...