Терроризм: определения и идеологические основы. История
возникновения терроризмаСтраница 3
Политические материалы » Системный анализ мотивационных и идеологических аспектов терроризма » Терроризм: определения и идеологические основы. История
возникновения терроризма
Разгадка того, каким образом Старец Гор добивался такой феноменальной преданности кроется в самом названии секты. В одной из персидских провинций находилась знаменитая долина Мулеба, окруженная горами. Постороннему попасть туда было практически невозможно. В ней располагался дворец Старца Горы, а рядом раскинулись прекрасные сады с беседками для отдыха. В этих павильончиках жили женщины; изумительной красоты. Выбранного для опасного задания человека сначала заставляли накуриться гашиша до обморочного состояния, а затем относили в долину. Придя, в себя, он проводил время в блаженстве, наслаждаясь любовью красавиц и роскошной пищей. Несчастный был убежден, что попал в рай, да это и внушалось ему каждый день. Через несколько дней ему опять давали гашиш и переправляли во внешний мир. Затем побывавший в садах наслаждений представал перед Старцем Горы и: тот спрашивал его: "Где ты пропадал эти дни, храбрый мой брат?" И юноша отвечал ему: "Я был в раю по вашей великой милости". И рассказывал при всех приближенных Хасана о своих необычных приключениях, вызывая всеобщее изумление и зависть. И тогда Старец говорил: "Пророк сказал, что каждый, кто защищает своего князя, попадет в рай. Тебя ждет вечное блаженство, если ты будешь выполнять всезаповеди и, все мои приказы".
Именно тогда, когда Старцу требовался преданный убийца, посылали за человеком, побывавшим в садах наслаждений. Его заставляли исполнить поручение, обещая повторение райской жизни, но теперь уже навсегда. Именно так создавались люди-автоматы, или зомби, безоговорочно выполнявшие любой приказ главы секты.
Хасан ибн Сабах практиковал убийства с явным расчетом внушить коронованным особам страх и тем самым обеспечить своей секте абсолютную тайную власть в мусульманском мире. Например, когда одни из крупных арабских феодалов решил уничтожить ассасинов, то через несколько дней с ужасом обнаружил на своей постели кинжал и лаконичную записку: "То, что положена возле твоей головы, может быть воткнуто в твое сердце".
Несмотря на свой более чем почтенный возраст, Старец Горы постоянно жаждал крови. Он лично убил своих двоих сыновей, причем если второго за то, что тот употреблял алкогольные напитки (по законам Корана, это было строжайше запрещено), та первого - за какую-то пустяковую провинность. Свой долгий жизненный путь Хасан ибн Сабах закончил в возрасте 91 года, до последней минуты сохраняя здравый рассудок и ясность мышления.
В наше время прямыми потомками племени Старца Горы является мусульманская секта "низари исмаили", члены которой, наверное, уже и не помнят о своих страшных предках. Эту мирную религиозную организацию возглавляет Карим Ага Хан IV, получивший образование в одном из ведущих английских университетов.
Две наиболее известные доктрины, оправдывающие террор, – это "философия бомбы" и "пропаганда делом".
В 1848 году немецкий радикал Карл Гейнцен доказывал, что запрет убийства неприменим в политической борьбе и что физическая ликвидация сотен и тысяч людей может быть оправдана, исходя из "высших интересов человечества". Гейнцен явился в какой‑то мере основоположником теории современного терроризма. В его работах можно найти немало идей, созвучных идеологическим воззрениям сегодняшних террористов. Он считал, будто силе и дисциплине реакционных войск нужно противопоставить такое оружие, с помощью которого небольшая группа людей может создать максимальный хаос. И здесь Гейнцен надеялся на отравляющий газ, ракеты, а также требовал поиска новых средств уничтожения. Это и есть так называемая "философия бомбы", которая появилась в ХIХ веке, хотя ее корни уходят к оправданию тираноубийства в греческой истории. Концепция "философии бомбы" получила дальнейшее развитие и углубление в "теории разрушения" Бакунина. В своих работах он отстаивал мысль о признании лишь одного действия ‑ разрушения. В качестве средств борьбы предлагал яд, нож и веревку. Революционеры, считал Бакунин, должны быть глухи к стенаниям обреченных и не идти ни на какие компромиссы, что русская почва должна быть очищена мечом и огнем.
Рекомендуем к прочтению:
Основные категории политологии
Политология, как и любимая наука, имеет свой категориальный аппарат. Категории представляют собой наиболее общее понятия, отражающие сущностные стороны процессов и явлений, в данном случае политических. В совокупности категории служат как ...
Теоретические модели демократии
Практика современной демократии вызывает споры. Это связано с дискуссионностью самого вопроса о том, что составляет саму суть демократии. В современной политической науке нет единой теории демократии. В середине ХХ в. ЮНЕСКО призвала учен ...
Политическая социализация как процесс вхождения человека в политическую
культуру
Усвоение человеком политической культуры, политических ролей происходит в процессе социализации. Это сложный, непрерывный процесс, осуществляющийся на протяжении всей жизни человека. Суть политической социализации заключается в формирован ...