Политический процесс как социальные и политические измененияСтраница 1
Политические материалы » Эволюция представлений о политическом процессе » Политический процесс как социальные и политические изменения
Наряду с понятием "политическое развитие" в современной политологии употребляется также термин "политический процесс", отражающий изменчивость политики. Содержание политического процесса составляет взаимодействие субъектов власти на основе выполняемых ими ролей и функций. "Политический процесс" - термин, часто употребляемый как в научном лексиконе, так и в массовом обиходе. Однако смысл его остается не до конца определенным, понятие это трактуется весьма вольно. www.financeworth.ru
В западной политологии существуют две системы типологизации политического процесса. В рамках сравнительной политологии Л. Пай сопоставляет политическое развитие западных и не западных стран, объясняет их различия разным культурным "кодом", определяющим политическое поведение и политические ориентации населения. Именно культурные различия, по Л. Паю, объясняют своеобразие политического процесса "западного" и "не западного" мира, восприимчивость и невосприимчивость населения к идеалам демократии.
Вторая система классификации политического процесса восходит к идее М. Вебера об "идеальных типах" соответствующих двум типам политической культуры - неэтатистской (демократической) и этатистской (технократической, элитарной).
В первом случае политический процесс основан на горизонтальных связях между равноправными участниками, признающими общие правила игры. Они разделяют единые ценности (свобода, право, консенсус и т.д.) действуют рационально и способны к согласию, к компромиссу. Политический режим подобного типа Р. Даль назвал полиархией, правлением большинства, признающего особое мнение меньшинства. При таком режиме все важные решения - результат согласованных действий правительства, политических партий, профсоюзов и других субъектов политического действия. Институциональной формой такого политического процесса является трипартизм, то есть постоянное юридически оформленное взаимодействие правительства, предпринимателей и профсоюзов.
Вертикально организованный процесс представляет собой стихийное проявление интересов иррациональных масс, которым противостоит государственная власть. Именно она определяет правила игры, формирует ценности, согласует разнородные интересы. Управляемые признают авторитет власти, а правители гарантируют стабильность и определенную степень свободы общества.
Таковы идеальные типы. На практике политический процесс представляет форму функционирования политической системы, в одно и то же время воспроизводящей себя в рамках данного качества и то явно, то скрыто накапливающей новые качества в ходе социальных и политических изменений. Сам термин "социальные изменения" был введен в общественную науку в 1922 г. В. Огберном для замены ранее общепринятых понятий "эволюция" и "прогресс". Недостаток их в том, что они изначально содержат в себе "программу", коей "обязан" следовать исторический процесс. Эти понятия пронизаны идеями детерминизма, предопределенности, которые отражают телеологическую веру в то, что история направлена к заранее поставленной цели.
Политические изменения - результат сложного взаимодействия политических, социальных и других факторов. Сами по себе, изолированно, они, как правило, не происходят и нередко длятся десятилетиями. Взаимодействие политических, экономических и других факторов имеет сложный и противоречивый характер. Одним из способов этого взаимодействия является политический конфликт (от лат. conflictus - столкновение).
Под конфликтом обычно понимается столкновение двух и более разнонаправленных сил, при котором достижение цели одним из участников ограничивает или вообще исключает успех другого. Политические конфликты возникают между организованными группами, имеющими противоположные интересы и ориентирующимися на разные политические, религиозные и моральные ценности.
Углубление социальной стратификации в условиях становления информационной цивилизации, выход на мировую арену в качестве полноправных субъектов политики десятков независимых государств, крушение тоталитарных режимов, сопровождающееся второй волной в послевоенной истории образования новых государств, расширяют зону столкновения как внутри стран, так и на международной арене. Это обусловило рост интереса к изучению конфликтов, их природы, сущности, способов разрешения, следствием чего стало создание на стыке социологии, политологии, социальной психологии самостоятельной отрасли знания - конфликтологии. Одно из ее направлений ориентировано на познание закономерностей возникновения и предотвращения, развития и Разрешения политических конфликтов во избежание Расколов и конфронтации, ведущих к ожесточению, нетерпимости и насилию. Важнейшая проблема современной конфликтологии - прогнозирование неизбежности конфликтов и поиск путей устранения их негативны последствий.
Рекомендуем к прочтению:
Сущность и природа политической элиты
Существуют различные теории политических элит. Истоки теории политической элиты обнаруживаются у Платона. Но как определенная система взглядов теория политическая элита была разработана в начале
XX
в. Итальянскими социологами В. Парето, ...
Понятия “государства”, политики, политической деятельности и политических
партий. Государство как политическая организация в обществе.
Государство - это основной элемент политической системы. Интерес к государству в определённые периоды развития общества возрастает. Государство выполняет основные функции политической системы и несёт в себе все её признаки. Государство - ...
Патримониальная теория.
Представители патримониальной теории считают, что государство произошло от права собственника на землю (патриониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновыва ...