PoliticalMind

Политическая аналитика

Основные политические идеи средневековья (Августин Аврелий, Фома Аквинский).
Политические материалы » Теоретическая политология » Основные политические идеи средневековья (Августин Аврелий, Фома Аквинский).

В средние века (V - XV века н. э.) господствовало религиозное мировоззрение, носителем которого была христианская церковь. Она исходило из того, что все сущее возникло по воле Бога; изменения же в обществе вызываются Богом для. того, чтобы покарать или вознаградить людей.

В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма

(источник всего сущего – Бог), креационизма(Бог из ничего сотворил живую и неживую природу), провиденциализма

(Бог – управленец всех мировых событий)

В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа

ее становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.

Патристика

- обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.

Схоластика

- обоснование принятых Богом идей и формул по

средствам человеческого разума.

Августин Аврелий

(354 - 430)

В работе «О граде Божьем» мыслитель средневековья Августин

изложил основы христианской политической доктрины. Работа была написана в целях объяснения с позиций христианства исторического события - взятия Рима готами в 410 году: священный город пал потому, что Рим был градом дьявола. Вся история человечества представлялась Августину борьбой между «градом Божьим» и «градом земным». «Град Божий», высшим выражение которого является Церковь, составляют, по мысли Августина, праведники и ангелы, «град земной» - грешники и дьяволы. Единственное спасение человека - в приобщении к Богу, христианской добродетели.

Фома Аквинский

(1225 - 1274)

Средневековый мыслитель-богослов.

Он

полагал, что государственная власть происходит от Бога и потому должна быть подчинена духовной. Это положение было связано со стремление средневековых теологов обосновать верховенство духовной (церковной) власти над светской. Несмотря на божественную природу государственной власти, ее приобретение и использование, считал Фома Аквинский, зависит от людей. Следовательно, сущность власти божественна, но формы ее реализации определяются самими людьми. Возмущение народа против власти монарха признавалось смертным грехом, поскольку было равносильно выступлению против Бога. Однако сама светская власть должна следовать христианским заповедям и не угнетать свой народ. В противном случае Фома Аквинский признавал правомерным свержение тирана.

Рекомендуем к прочтению:

Определение терроризма
В современной литературе насчитывается более 100 определений терроризма. Существующая сегодня конструкция правового определения терроризма довольно громоздкая, сложная и создает трудности при квалификации уголовно-правовых деяний, имеющих ...

Личность как первичный субъект и объект политики.
Понятия “субъект” и “объект” – философские категории. Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; под объектом – то, на что направлена познавательная и иная ...

Функции политической системы
Политическая система российского общества – явление динамичное. Функции этой системы отражают направления деятельности ее элементов (государства, партий и др.) в различных сферах политической жизни. В философском смысле функция (лат. Fun ...