PoliticalMind

Политическая аналитика

П.А. Столыпин как политический мыслитель и реформатор
Политические материалы » Деятельность Чичерина, Ильина и Столыпина » П.А. Столыпин как политический мыслитель и реформатор

Крупным государственным деятелем, выразителем охранительной идеологии, защитником монархии был Петр Аркадьевич Столыпин (1862–1911). Столыпин, выходец из родовитой дворянской семьи, окончил физико-математический факультет Петербургского университета, служил в Министерстве внутренних дел, Министерстве земледелия и государственных имуществ. В 1899 г. он был назначен ковенским губернским представителем дворянства, в 1902 г. стал гродненским губернатором, а в 1904 г. назначен саратовским губернатором. В апреле 1906 г. Столыпин занял пост Министра внутренних дел в правительстве Горемыкина, а с июня 1906 г. – Председателя Совета министров, сохранив прежнюю должность. www.transpodepth.ru

Сторонник сильной государственной власти, монархии, строгих порядков, Столыпин с присущей ему энергией взялся за наведение покоя в революционной России. Ему принадлежала заслуга в борьбе с терроризмом, получившим в начале XX в. невиданный размах. За эту деятельность Столыпин получил в дореволюционной радикальной и в советской литературе прозвище «вещатель».

Своей реформаторской деятельностью Столыпин стремился преодолеть социально-экономический и политический кризис Российского государства, укрепить самодержавие, ввести страну в число ведущих держав мира. Выступая в Государственной думе 10 мая 1907 г., Столыпин произнес свою знаменитую фразу, ставшую программой его реформаторской деятельности: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, – заявил он, обращаясь к левым думским фракциям, – путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия».

Столыпин оставался последовательным защитником монархии, прилагая усилия к созданию условий выхода из революционного кризиса 1905–1907 гг. Эти усилия сводились, с одной стороны, к усилению репрессивно-карательных функций государства (введение военно-полевых судов для борьбы с терроризмом и др.), с другой стороны, к политике лавирования (например, думская тактика правительства). При этом сам Столыпин неоднократно проявлял твердость и настойчивость в решении сложных государственных задач, нередко встречая сопротивление и со стороны самого императора, и со стороны верхних слоев бюрократии, и со стороны радикально настроенных политических сил. Несмотря на некоторые уступки оппозиционным партиям, Столыпин оставался сторонником силовой политики. 16 ноября 1907 г. в своей речи в III Государственной думе он говорил: «…разрушительное движение, созданное крайними левыми партиями, превратилось в открытое разбойничество и выдвинуло вперед все противообщественные преступные элементы, разоряя честных тружеников и развращая молодое поколение. Противопоставить этому явлению можно только силу».

Столыпин был последней надеждой стремительно двигавшейся к своей катастрофе Российской империи. Этого не понимали власть имущие. Но это прекрасно понимали радикальные силы: успех реформаторской деятельности Столыпина сводил на нет их попытки раскачать российское общество, подвинув его к революции. Убийство Столыпина 1 сентября 1911 г. в Киеве стало началом приближавшейся катастрофы.

Рекомендуем к прочтению:

Структура политической системы
Политическая система имеет собственную структуру, которую можно представить в виде следующих подсистем (элементов): - институциональная подсистема, состоящая из различных государственных и общественно-политических институтов и неполитиче ...

Место политической науки и политической философии в современном изучении политики
В античности и средневековье в условиях, когда политическое было интегрально слито с другими сферами общественной жизни и самостоятельно не существовало, оно пребывало в состоянии в-себе-бытия и обосновывалось в контексте общей господству ...

Типология идеологий. Либерализм
В истории либерализма в целом можно выделить следующие этапы развития: 1. Классический либерализм XVII-XIX вв., представляющий собой религиозно-светский тип идеологии, где наряду с религиозными протестантскими ценностями, сосуществовали ...