PoliticalMind

Политическая аналитика

Обеспечение глобальной и региональной геополитической безопасности России
Страница 1
Политические материалы » Географическое положение и безопасность России » Обеспечение глобальной и региональной геополитической безопасности России

Обеспечение глобальной и региональной геополитической безопасности России тесно связано с решением трёх групп задач. Во-первых, с необходимостью обеспечения национальной безопасности как безопасности многонационального народа России и территориальной целостности государства. Во-вторых, с необходимостью сосредоточения усилий всех государственных структур на утверждении многополярного мира и определении достойного места в нем России. В-третьих, с обеспечением региональной безопасности России, территория которой состоит из четырех типов регионов – индустриального, топливно-сырьевого, аграрно-индустриального и депрессивного.

Решение каждой из этих групп задач исходит из понимания безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Причем для обеспечения геополитической безопасности России принципиальное значение имеет признание государства в качестве одного из объектов и основного субъекта обеспечения безопасности на основе проведения единой государственной политики. Но помимо утверждения этих важных положений в различных нормативных документах, в частности, в законах Российской Федерации «О безопасности» (от 24.12.1993 г.), «Об обороне» (от 30.12.1999 г.), в Указе Президента РФ «О концепции безопасности Российской Федерации» (от 10.01.2000 г.) важную роль в обеспечении геополитической безопасности играют политическая воля государственного руководства и идеологические императивы, утверждаемые в общественном сознании. Многочисленные заверения в необходимости обеспечения личной безопасности, совершенствования системы государственной власти, увеличения и поддержания военного потенциала, подъема экономики страны, проведения независимого и социально ориентированного экономического курса остаются пустыми словами, поскольку они и поныне далеко не в полном объеме реализуются в политических решениях.

Надо прямо сказать, что все более углубляется пропасть, с одной стороны, между народом и нынешней властью, «вертикаль» которой не способна реагировать на все особенности и тенденции развития социального бытия, а с другой – между властным центром и региональными властями. Перед последними, в частности, стоит дилемма: укреплять прочные связи с властным центром, Кремлем или же реализовать свои политические амбиции в угоду интересам региональных центров. Во всяком случае, открытые выступления представителей политической, военной, научной элиты против того, что властный центр все чаще заявляет о все более жесткой привязке России к Западу, должны инициировать создание глобального проекта и геополитической доктрины для России.

В контексте глобальной геополитики можно выделить основные подходы к формированию концепции геополитической безопасности России.

Во-первых, необходимо выявить основные направления геополитической стратегии России, исходя из анализа реального положения ее в мировой экономике и определения ее геополитического статуса.

Признавая кризисное положение экономики России в настоящее время (она составляет 1/10 экономики США и 1/5 экономики КНР), рассмотрим три варианта ее развития: стагнация, умеренный рост, ускоренный рост. Наиболее вероятными считаются умеренные темпы среднегодового экономического роста – 2-3% в обозримом будущем. В этом случае ожидается консервация нынешнего сравнительно неблагоприятного состояния российской экономики. При падении или стагнации темпов роста неизбежно сокращение ее удельного веса в мировой экономике. Поэтому только сценарий ускоренных темпов позволит укрепить экономические позиции России в мире.

Чтобы приблизится к группе промышленно развитых стран, России необходимо увеличить среднегодовой темп на 10% в течение первого десятилетия XXΙ в. Надежду на более быстрое укрепление роли России в мировой экономике могло бы дать восстановление государственного союза с бывшими союзными республиками, в первую очередь, с Украиной, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и странами Закавказья. Определяющее значение при этом имеет внутриполитическое развитие России и характер правящего режима, наиболее оптимальным видится левоцентристский вариант политического правления.

Выбор центристского, левоцентристского, правого или левого режима во внутриполитической жизни России определил бы и соответствующий вектор геополитического развития страны. Общая тенденция геополитического развития в современном мире находит выражение в том, что по мере движения от правых к левым режимам внешняя политика перестает подчиняться Западу, становится все более самостоятельной и наступательной с ориентацией на укрепление внешнего влияния России и восстановление ее как сверх державы. В том же направлении возрастает стремление к большей интеграции в рамках СНГ. Подчинение России Западу будет сохраняться при правых режимах немилитаристского толка (в России же), что будет подкрепляться стагнацией отечественной экономики. Поэтому однополярная модель мира во главе с США будет сохраняться, если тому не воспрепятствуют страны Европейского сообщества, Япония и Китай.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Политико-правовые идеи «Артхашастры»
Заметный отход от идеологии брахманизма в сторону светских рационалистических представлений о государстве и праве наблюдается в трактате «Артхашастра» (IV—III вв. до н. э.), автором которого считается Каутилья (Чанакья), влиятельный совет ...

Советская политическая культура
Интервью с представителями старшего поколения россиян, проведенное Ю.Д. Шевченко, позволило реконструировать облик советской политической культуры. Были рассмотрены прежде особенности доверия пожилых россиян политическим институтам. Выясн ...

Маргарет Тэтчер - лидер консерваторов
Маргарет Тэтчер, лидер консерваторов с 1975, обещала договориться с профсоюзами, снизить подоходный налог и ослабить роль государства в экономике. Ее партия получила большинство на выборах, и она стала первой женщиной, занявшей пост премь ...