Происхождение, понятие и значение идеологии. Происхождение идеологииСтраница 2
Политические материалы » Типы идеологий » Происхождение, понятие и значение идеологии. Происхождение идеологии
В начале XX века в политической идеологии сложились два основных направления: реформаторский и революционный, каждый из которого имел свои национальные, региональные и системные разновидности. Исследовательский арсенал пополнился двумя новыми подходами к феномену идеологии: психологическим и социологическим. В. Парето является автором оригинальной психологической теории идеологии, в которой рассматриваются теоретические построения, призванные маскировать эмоции и предрассудки. Парето считал, что логическое (рациональное) поведение охватывает лишь часть всех видов поведения человека, и основное внимание сосредоточил на анализе иррационального и алогичного поведения. По Парето, основное свойство человека – руководствоваться не столько разумом, сколько чувством, но при этом давать как бы рациональное оправдание сентиментальному (чувственному) поведению.
3. Фрейд (1856–1939), создатель психоанализа, не оставил какой-либо теории идеологии, однако созданное им на базе медицинской психологии и практики лечения неврозов учение можно отнести к тем, в которых прослеживается стремление разоблачить скрытые мотивы человеческих действий. Фрейд обратил внимание на структуру человеческой психики и роль бессознательных мотивов, скрытых от человеческого разума в поведении. Однако для того чтобы реализоваться в действии, этим импульсам нужно попасть в сознание, так как только оно отвечает за реализацию поведенческих актов. А для этого бессознательные импульсы должны пройти через цензуру мышления, руководствующуюся другим принципом – реальности. В соответствии с этим принципом мышление вытеснит обратно в область бессознательного те его желания и идеи, что неприемлемы с точки зрения требований реальности, в которой живет человек.
Важный вклад в разработку теории идеологий внесла работа К. Мангейма «Идеология и утопия». Заимствовав у Маркса положение о зависимости общественного сознания от общественного бытия и социальной обусловленности идей, Мангейм полагал, что общественное бытие не сводится только к экономическим отношениям в сфере материального производства. Именно в политической борьбе люди впервые обнаружили бессознательные коллективные мотивации, которые определяли направление их мышления. В бескомпромиссных политических дискуссиях они не останавливаются на теоретических аргументах, а стремятся сорвать маски, открыть неосознанные мотивы убеждений и действий идейного противника. Во второй половине XX века новым было выступление некоторых ведущих представителей политической науки – Э. Шиле, Д. Белл – с идеей вообще отказаться от идеологии под лозунгом «конца идеологий». Однако такой подход был признан, всё-таки, ошибочным и в 70-е годы, как реакция на развернувшиеся в мире различные демократические и освободительные движения, возникла концепция «реидеологизации», которая возвеличивала роль и значение идеологии в общественном развитии.
Рекомендуем к прочтению:
Управление политическими
конфликтами
В современной политической науке первостепенное внимание уделяется поиску форм и способов контроля над протеканием конфликтов, выработке эффективных технологий управления ими. В большинстве случаев политические силы стремятся к контролю з ...
Отчего враги?
Можно ли сказать, что Запад так враждебно нас из-за наших с ним различий в языке, культуре, политических традициях и т.д.? На этот вопрос пытался ответить, например, русский философ-белоэмигрант Иван Ильин.
"Ильин, например, выдвига ...
Авторитарные политические режимы
Дихотомическое противопоставление демократии и тоталитаризма утрачивает большую часть смысла гораздо раньше, когда в 50-е - 60-е годы появляется большое число так называемых "гибридных стран". Знание, приобретенное на основе сра ...