PoliticalMind

Политическая аналитика

Понятие политической культуры, ее структура и типология
Страница 1
Политические материалы » Политическая культура России - прошлое и настоящее » Понятие политической культуры, ее структура и типология

Политическая культура как элемент политической системы связана с господствующими в данной системе образами политического сознания, так и с практикой функционирования системы. Несомненная ценность этой категории заключается в том, что в ней отражаются реально существующие в практике политической системы взаимосвязи и взаимообусловленности ментальных, ценностно-нормативных и поведенческих аспектов.

Политическая культура – часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политических ценностей, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.

Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков – рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти.

Со времен Г.А. Алмонда и С. Вербы политическая культура определяется как относительно устойчивая, характерная для данной социальной общности (или политической системы в целом) совокупность политических взглядов, оценок, ценностей, устойчивых ориентаций на политическую систему в целом и ее отдельные институты, на свое собственное участие в политике, как устойчивые образцы, стереотипы, алгоритмы политического поведения, характерные для данной социальной общности. Носителями- субъектами политической культуры могут выступать как весьма крупные социальные группы (поэтому можно говорить об американской или российской политической культуре), а также общности, объединенные не национальными или географическими рамками, а политико-идеологическими убеждениями (демократическая политическая культура, авторитарная и т.д.), так и сравнительно небольшие группы и слои, чья политическая культура будет описываться в терминах «субкультуры» (молодежная субкультура, субкультура творческой интеллигенции и т.д.).

Функции, которые выполняет политическая культура сводят к следующим:

нормативная (задает индивидам, группам, обществу в целом определенные нормы, стандарты политического мышления и поведения, обозначает границы, которые политическому субъекту не следует переступать, формирует иерархию политических ценностей);

воспитательная, в рамках которой формируется определенный политический тип личности, адекватный данной политической системе;

мобилизационная (организация граждан для решения определенных социальных или политических задач);

интеграционная (обеспечивает усвоение гражданами политических норм и ценностей, присущих данной общности, и тем самым оплачивает их).

Существует множество классификаций разновидностей политической культуры, но одна из них, предложенная Алмондом и Вербой, считается классической. Названные исследователи выделили три «чистых» типа политической культуры, имея ввиду, что в реальной практике эти «чистые» типы обычно встречаются в сочетаниях разного рода. Основаниями для классификации послужили два критерия: 1) ориентация населения на политическую систему, т.е. в какой степени люди связывают свою жизнь (ее ухудшение или улучшение с функционированием институтов политической власти; 2) ориентация населения на собственное участие в политике, которая также может быть высокой или низкой. Соответственно, используя оба эти критерия выделяются следующие три «чистых типа».

Патриархальная культура, для которой характерны крайне низкие ориентации как на политическую систему, так и на собственное политическое участие. Такая культура была свойственна многим традиционным, архаичным обществам, но сегодня в чистом виде встречается крайне редко. Тем не менее, на личностном уровне можно встретить людей, которые никак не оценивают власть, ничего от нее не ждут и предпочитают устраивать свою жизнь своими силами.

Подданническая культура, весьма распространенная в средние века. Здесь у людей появляется представление о значимости власти, о том, что та или иная государственная политика может благотворно или губительно сказываться на судьбе конкретного человека. Однако массовое политическое участие здесь отсутствует, но не поощряется властью, а если происходит, то в форме периодических стихийных бунтов или крестьянских войн, после которых все возвращается на круги своя, а население возвращается к своим повседневным заботам.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Институционализация политики отечественного предпринимательства
Правильная и эффективная институционализация политики малого бизнеса является одним из основных, непременных условий устойчивого развития частного сектора в Российской Федерации. Эффективные институциональные мероприятия, направленные на ...

Типы избирательных систем
Рассмотрим избирательную систему в узком смысле этого термина, т.е. как способ распределения мест в органе государственной власти между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Существуют два основных типа избират ...

Геополитическое значение союза России и Белоруссии
Союз Белоруссии и России стал геополитической реальностью и остается центром притяжения и примером свободного и равноправного сотрудничества суверенных держав на постсоветском пространстве. По словам президента Белоруссии Лукашенко: «име ...