PoliticalMind

Политическая аналитика

Восточно-славянский треугольник

Вопреки появившимся в 90-е годы внешне привлекательным концепциям «межморья», или Балто-Черноморского пространства, и попыткам противопоставить российскую государственность как якобы «евразийскую" «однозначно европейским» западным странам СНГ, реальным фактом по-прежнему остается восточно-славянский треугольник, то есть пространство интенсивных связей и особых отношений между Россией, Украиной, Белоруссией и их народами.

Такой вывод основан, по меньшей мере, на трех серьезных аргументах. Во-первых, в значительной степени сохранилось желание поддерживать гуманитарные связи, равно как и притяжение объективно более мощной российской культуры и русского языка. В свете этого понятно, что на личностном уровне российско-украинско-белорусские отношения затрагивали десятки миллионов человек, вырастая в особо значимую внутриполитическую проблему.

Другой центростремительный фактор - это неоспоримо выявившаяся к концу 90-х годов принадлежность России, Украины и Белоруссии к постсоветскому пространству, успешно покинуть которое удалось странам Балтии. Уже тот факт, что расширение НАТО остановилось на западных границах Украины, весьма показателен. Но окончательную точку в этом вопросе поставила позиция Европейского союза, который, несмотря на все попытки Украины продекларировать свой европейский выбор, отказывается предоставить Киеву кандидатский статус даже в перспективе и рассматривает Украину сквозь призму концепции «прямого соседства».

Наконец, в последнее десятилетие продолжилась своего рода игра на ревности - демонстрация сближения с одним из партнеров, чтобы воздействовать на позицию другого. А это говорит о реально существующем ощущении внутреннего единства трех стран.

В России такая позиция была наиболее четко сформулирована в докладе СВОПа «Возродится ли Союз?» (1996), в котором было, с одной стороны, заявлено, что перспективы российско-украинских отношений зависят от того, как пойдут дела с Белоруссией (и Казахстаном), а с другой стороны, отмечено, что рост - благодаря экономическому сотрудничеству с Россией - благосостояния белорусов затруднит Киеву проведение «политики самоизоляции».

Символичен в этом смысле и выбор маршрута экспортного газопровода в обход Украины, который пройдет именно через Белоруссию. В свою очередь украинское руководство пыталось затормозить российско-белорусское сближение, заявляя, что «Украину отталкивают» и что это ведет к подрыву СНГ. Примечательно и то, что президент Белоруссии Александр Лукашенко часто предпринимал шаги на украинском направлении как раз тогда, когда ему было нужно в чем-то убедить Москву.

Рекомендуем к прочтению:

Китайская гегемония: балансирование и “подстраивание”
В начале двадцать первого века развитие межгосударственных отношений в Восточной Азии, где насчитывается шесть цивилизаций и восемнадцать стран, где быстрыми темпами развивается экономика, а между странами существуют коренные политически ...

Этап окончания конфликта
Это наиболее сложная фаза, т.к от результата окончания спорных отношений зависит заново складывающийся баланс политических сил. На завершающей стадии участники согласуют свои позиции, определяют возможный объем уступок, дальнейшие намерен ...

Механизмы политического ПР
Существует огромное количество компаний, которые занимаются проведением ПР кампаний во время предвыборной гонки. Компании применяют различные механизмы для успешного проведения ПР кампаний. Используются следующие механизмы политического П ...