PoliticalMind

Политическая аналитика

Методологические основы и функции политологии
Страница 2
Политические материалы » Политология как наука об политике » Методологические основы и функции политологии

ü Прогностическая функция. Политология способна дать: а) долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; б) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия; в) рассчитать вероятностные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или в регионе, перспективах и возможностях тех или иных политических лидеров, партий и т. д.

Разумеется, между этими функциями существует тесная взаимосвязь. Понятно, что свою социальную роль политология может выполнять на основе определенной совокупности знаний. Причем чем выше степень познания, чем конкретнее полученные знания, тем эффективнее эта наука сможет реализовать свои социальные задачи. С другой стороны, состояние, уровень научного знания во многом зависят от практики, которая предъявляя социальные требования к теории, дает ей импульс для дальнейшего развития. Если же политические знания останутся социально невостребованными, то теория может превратиться в схоластику. Кроме того, нужно учитывать, что не везде и не всегда наука о политике в состоянии отразить все богатство и динамику политических отношений и процессов. Требуются не только научные знания, но и искусство политического руководства, политический опыт, интуиция.

Основные методы политологии

. При изучении политических явлений и процессов политология использует различные методы познания, среди которых наиболее широко распространенными являются следующие.

Сравнительный (компаративный) метод. Это наиболее старый метод. Им пользовались еще Аристотель, Платон, Монтескье. Особенность этого метода заключается в сопоставлении двух (или более) политических объектов, имеющих черты подобия. Сравнительный метод позволяет установить, в чем состоит это подобие, либо показать, по каким признакам эти политические объекты различаются.

Обычно используют несколько подходов к отбору объектов для сравнения, при этом основными являются институциональный и функциональный.

Институциональный подход заключается в выборе аналогичных институтов как объектов для сопоставления, определения их нормативного состояния и, следовательно, различий или сходства. Примером такого подхода является широко используемый в политологии сравнительный анализ института президентской власти и избирательных систем в различных странах.

Функциональный подход скорее приемлем при анализе политической действительности, когда необходимо сопоставить два (или больше) объекта, характеризующихся существенными внешними различиями, но, несмотря на это, обслуживающих одинаковые интересы и потребности. Такой подход применяют, например, при сравнительном анализе политических систем различных стран, места и роли политических партий в политической системе и т. д.

Для того чтобы понять истинную сущность политического мира, необходимо изучать различные формы его проявления в различных странах и регионах, у различных наций и народов, в различных социально-экономических, общественно-исторических ситуациях и т. д. В этом контексте можно сравнивать политические системы во всей целостности, их формы, типы и разновидности, но можно рассматривать и отдельные составляющие системы, такие как государственные институты, законодательные органы, партии и партийные системы, избирательные системы, механизмы политической социализации и т. д.

Современные компаративные политические исследования охватывают десятки, а то и сотни сравниваемых объектов, которые проводят с использованием как качественных подходов, так и новейших математических и кибернетических средств сбора и обработки информации. Например, в сравнительном проекте К. Джанды «Политические партии: транснациональный обзор» рассмотрены 158 партий из 53 стран, действовавших в 1950-1970-е гг. В проекте выделены 111 переменных, которые сгруппированы в 12 кластеров, соответствующих основным характеристикам организации и деятельности политических партий, таким как институционализация и государственный статус, социальный состав и база, характер и степень организованности, цели и ориентация и т. д.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Национал-социализм и фашизм
Согласно американским социологам Х. Герту и К. Миллсу дающим пространное определение национализма, национализм есть «идеология, оправдывающая национальное государство, с обществом, где состояние ума, характерное для определённой группы лю ...

Происхождение государства.
Первой в истории человечества формой жизнедеятельности, охватывающей эпоху от появления человека до образования государства, было первобытное общество. Современная наука выделяет два этапа в развитии первобытного общества: этап присваиваю ...

Сетевая модель бюрократического устройства
Появление сетевой формы организации в бюрократическом устройстве связывают с развитием нового государственного управления. Можно сказать, что развитие сетей является атрибутом рыночной концепции бюрократии. Рыночная модель бюрократическог ...