ЗаключениеСтраница 1
Таким образом, определив предмет и метод политической антропологии, рассмотрев историю ее разработки, основные термины, понятия и положения, которые были разработаны политантропологами в рамках вопроса происхождения государства и, изучив общий вклад политической антропологии в теорию государства и права в целом, можно прийти к следующим выводам.
Политическая антропология появляется в форме дисциплины, изначально рассматривающей «архаические» общества, где государство не конструировано отчетливо, где оно существует и представляет очень разные конфигурации. Вследствие этого она неизбежно рассматривает проблему государства, его генезиса и его первых проявлений.
Среди главных целей политической антропологии можно выделить следующие:
А) Определение политического, суть которого не связана ни с историческими обществами, с существованием государственного аппарата.
Б) Прояснение процесса формирования политических систем при непосредственной поддержке параллельного исследования этого вопроса историей
В) Осуществление исследований с применением сравнительно-исторического метода, охватывающих различные проявления политического не только в границах «западного» мира, но и на всем историческом и географическом пространстве.
Антропологическое исследование стремится прояснить происхождение первых и простейших институтов, его представители никогда этого не отрицали. Проблема генезиса государства рассматривалась основателями и продолжает рассматриваться в некоторых недавних работах. В ходе этих исследований было выработано множество теорий и подходов, которые, несомненно, являя собой возможность разрешения извечного вопроса о происхождении государства, тем не менее, сталкиваются с одной и той же трудностью. И эту трудность они пытаются разрешить с помощью одних и тех же средств: не находя внутри догосудартсвенных обществ достаточных условий для образования государства, они ищут вне их причины дифференциального разрыва, который позволяет основать отношения господства. Такими причинами, как правило, являются экономические, политические, климатические, демографические и иные факторы, которые ложатся в основу какой-либо теории. В последнее время многие исследователи предпочитают не выделять какой-то один фактор, а приводить целую совокупность оных, выбирая среди них один или два, которые имеют наибольшее значение в конкретном догосударственном обществе в конкретный исторический период.
Тем не менее, политическая антропология в современном научном мире выступает как дисциплина, которая взяла на себя роль центра теоретико-методологической координации в изучении проблемы генезиса государства. Таким образом, небезосновательно можно предположить, что, взаимодействуя с экономической антропологией, историей и другими дисциплинами, политическая антропология сможет продвинуться в проблеме генезиса государства, сформировать новые теории и точки зрения по этому вопросу.
[1] Тишков В.А. Советская этнография:преодоление кризиса// Этнографическое обозрение. 1992. №1
[2] G. Balandier, Anthropologie politique. Paris, 1967: 6-9
[3] Abeles M. Antropologie de l'Etat. Paris, 1990: 30
[4] В.В. Бочаров Истоки власти.- Потестарность, Спб, 1997: 141
[5] Пер. с англ – «Происхождение и история политики»
[6] Пер. с англ – «Африканские политические системы»
[7] Easton (D.). Political Antropology. In “Biennial Review of Antropology. Stanford, 1959; Leach (E.R.). Political Systems of Highland Burma. Londres, 1954.
[8] Smith (M.G.). On Sermentary Lineage Systems. In “Journal of the Royal Anthropological Institute”, 1968.
[9] J. Pouillon. La structure du pouvoir chez les Hadjerai (Tchad). In: L’Homme, V,4,1964.
[10] Эванс-Причард. Нуэры 1985
[11] Service E. Origins of State and Civilization. N.Y., 1975
[12] Доминик Кола, Политическая социология, М. 2001: 230.
[13] Эванс-Причар. Указ соч., стр. 125
[14] Fried M. The Evolution of Political Society: An Essay in Political Anthropology. N.Y., 1967
[15] Н.Н. Крадин, Вождестов: современное состояние и проблемы изучения// Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности, М. 1995: 11
Рекомендуем к прочтению:
Православие как национальная идея и его проблемы
Национальная идея – это Идея народа, или, иначе говоря, идея национальности или этноса.
На современном этапе развития общества понятие национальной идеи можно определить следующим образом:
- это принцип устройства жизни народа;
- это т ...
Сущность и значение
политических конфликтов
Реальное политическое общество людей всегда формируется через их взаимодействие, предполагая как сотрудничество, так и соревновательность.
Политический конфликт - столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противо ...
Система государственной власти Республики Казахстан
Согласно ст. 1 Конституции Республика Казахстан является «демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».
По характеру взаимоотношений высших орган ...