PoliticalMind

Политическая аналитика

Виды стран Запада на Северный Кавказ.
Страница 1

Кавказ сегодня является ареной соперничества геополитических конкурентов России за разработку и транспортировку каспийской нефти. А каспийский регион объявлен США зоной своих жизненных интересов.

Америка, транснациональные корпорации, другие центры мировой политики делают все, чтобы ослабить Россию, сделать ее зависимой от западных технологий и капиталов. В арсенале геополитических конкурентов России – самые различные приемы и средства. Вынашиваются планы ее расчленения на Европейскую Россию, Сибирскую республику и Дальневосточную республику.

Наиболее уязвимым и стратегически важным регионом для России является Северный Кавказ и бассейн Каспийского моря, объявленные зоной жизненных интересов США.

Кавказ – важнейший международный коммуникационный узел, стратегический перекресток, связывающий Европу со странами Средней Азии, Индией, Китаем, северную Евразию с Ближним и Средним Востоком. Значение его многократно возрастает в условиях глобализации, растущего общепланетарного взаимодействия.

Интерес к углеводородным ресурсам Каспия придает дополнительный стимул для участия Запада в политических процессах региона. За последние годы западные страны значительно активизировали контакты с закавказскими государствами на различных уровнях. По линии ООН, ОБСЕ и других международных организаций и на двусторонней основе они участвуют в урегулировании межэтнических и территориальных конфликтов на Кавказе.

Особенно большую активность в регионе проявляют США. Американцы всеми способами стремятся закрепить свое влияние на лидерах бывших советских республик (Г. Алиев, Э. Шеварднадзе). Это, в частности, проявилось в отношении Г. Алиева во время его визита в Вашингтон летом 1997 года. Целый ряд многообещающих документов был подписан Азербайджаном с американской стороной. Среди них особо выделялись четыре новых контракта с корпорациями «Эксон», «Шеврон», «Мобил» и «Амоко». Показательно и то, что Г. Алиева встречали весьма известные американские деятели из предыдущих администраций США: госсекретарь США А. Хейг, советник президента по национальной безопасности З. Бжезинский, министр обороны Р. Чейни и другие не менее влиятельные фигуры. Повышенное внимание уделялось также прибывающим сюда руководителям и представителям других стран Кавказско-Каспийского региона.

В свою очередь, для руководителей новых закавказских государств апелляция к Западу, рассуждения о поддержке их Западом, особенно США, служат своего рода веским аргументом в обоснование правильности проводимого ими политического курса. США, как выше уже указывалось, после распада СССР и объявлении бывшими советскими республиками независимости открыто и недвусмысленно объявили этот регион зоной своих жизненно важных национальных интересов.

В соответствии с такой установкой проблемы Каспийского региона выделены администрацией США в отдельное направление внешней политики, созданы специальный отдел, занимающийся вопросами региона, целевая рабочая группа в составе Совета безопасности при президенте. Для наблюдения за развитием политических процессов в регионе и оценки его богатств создано специальное подразделение разведывательного ведомства США, в задачу которого входят осуществление своего рода мониторинга ситуации в регионе и составление докладов для заинтересованных учреждений. О важности деятельности ЦРУ в этом направлении свидетельствует тот факт, что в организуемых им брифингах, обсуждениях и иных мероприятиях участвуют высшие должностные лица государства вплоть до государственного секретаря США. После того как высшее политическое руководство ознакомилось с одним из докладов ЦРУ по этому вопросу, государственный секретарь США М. Олбрайт пришла к выводу, что «одной из самых важных задач, которые можно решить, будет работа над формированием будущего этого региона».1 Такое «будущее» представляется правящим кругам США в контексте подчинения своему контролю энергетических ресурсов Каспийского региона.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Трактовка теории империализма социалистическими теоретиками. Теория империализма К. Каутского
Каутский в конце 80-х годов XIX в., заинтересовавшись учением Маркса и Энгельса, начал переходить на позиции марксизма и впоследствии сыграл определенную роль в его распространении. С 1883 г. он редактировал теоретический орган немецкой с ...

Законодательная власть
Органы законодательной власти – это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие закон ...

Политические институты регионального взаимодействия: пределы трансформации
Обсуждение проблемы региональных отношений в России из сферы научных дискуссий переходит, наконец, в плоскость конкретных политических решений. По истечении более чем десятилетнего срока реформ признано целесообразным разработать государс ...