Введение.Страница 5
Из этого видно, что политика на протяжении всей истории Северного Кавказа до его присоединения к России в конце XVIII, начале XIX века характеризовалась партикуляризмом, династическим началом и религиозными конфликтами, была лишена секулярного, территориально-политического и этнокультурного чувства единой родины или единого народа. Соответственно начиная с раннего Средневековья вплоть до XIX века не могло быть и речи о сколько-нибудь жизнеспособном выдержавшем испытание временем единым крупном государственном образовании. Фактическое объединение Северного Кавказа впервые было достигнуто лишь в составе Российской империи.
Хотя после присоединения к России проблемы Северного Кавказа стали ее внутренними проблемами, в первой половине XIX века значение этого региона в системе международных отношений того времени отнюдь не уменьшилось. Он сохранил актуальность и значимость прежде всего как важное составляющая так называемого «восточного вопроса». В этой связи достаточно учесть, что в этот период Англия, проводившая активную экспансионистскую политику на Востоке была кровно заинтересована в обеспечении безопасности путей коммуникации с Индией. Приобретения России на Кавказе вплотную приблизили ее к караванному пути Трапезунд – Эрзерум - Тавриз, по которому осуществлялось английская торговая экспансия на Восток. Лондон оценивал Северный Кавказ также в контексте своих внешнеполитических расчетов в отношении Средней Азии, которая к тому времени превращалась в арену англо-русского соперничества, полагая, что, создавая России трудности на Северном Кавказе, Англии легче будет распространить свое влияние за Каспием.
К тому же по Ункяр-Искелесирскому соглашению 1833 года Россия получила возможность контролировать проливы и фактически безраздельно утвердиться в Черном море. При таком положении вещей турецкий султан в открытую вынашивал реваншистские замыслы относительно своих бывших владений. По этому вполне объяснимо, что в планах обеих держав Северный Кавказ, расположенный на удобных путях из Европы в Азию и имевший стратегически военное значение для укрепления позиций на Среднем Востоке, занимая отнюдь не последнее место. Особенно большую активную эмиссары Англии и Турции развернули в легко доступных с моря Черкесии и Западной Грузии, рассматривавшихся как удобные плацдармы для распространения иностранного влияния на весь Кавказ. Интересы в регионе в силу своих возможностей пытался защитить и Иран. Ситуация осложнилась также появлением на арене нового актера в лице Франции, которая включилась в борьбу за политическое и экономическое влияние на Ближнем и Среднем Востоке.
Следует отметить, что время от времени выдвигались разного рода проекты создания государственных образований на территории Северного Кавказа. К ним относится, в частности, идея устойчивой «федерации» владельцев и союзов сельских обществ народов региона, выдвинутая Павлом I. Однако эта затея не имела продолжения.
Неоднократно предпринимались попытки объединения северокавказских народов под эгидой иностранных государств. Разного рода проекты создания на Северном Кавказе марионеточного государства под названием «Черкесия» под протекторатом Турции или Англии выдвигались британской печати.
В 1834 году английский агент Д. Уркварт попытался даже создать из подкупленных им князей «правительство» под покровительством Англии. Для реализации этой цели он даже составил текст так называемой «национальной присяги», которая рассматривалась в качестве первого шага к созданию хотя бы некоторого подобия государственного порядка. Чтобы придать факту существования «Черкесского государства» убедительность, предполагалось отправить в Англию специальное посольство. Однако из этой затеи ничего не вышло. Другой британский агент - Лонгуорт удивлялся тому, что черкесы никак не могли взять в толк, почему им нужны внутренняя организация и центральное правительство. Как отмечал В.В. Дегоев, обнаружилось, что «и социально, и экономически, и морально горцы были ещё плохо готовы к центральной власти, хотя имущее «сословие» края предпринимала малоуспешные попытки создать отдалённый аналог «совета министров».
Одной из последних попыток создания на Кавказе в XIX веке подобия государственного объединения стало учреждение в июне 1861 года шапсугскими, убыхскими и абадзехскими старшинами центрального правительства (Меджелиса), которому подчинялось 12 округов. Как по форме, так и по властной структуре это образование лишь условно можно было назвать государством. Но, тем не менее, горские вожди уведомили о создании «государства» российские власти, а также Лондон.3 Естественно, это попытка также оказалась обреченной на неудачу.
Рекомендуем к прочтению:
Политические учения Нового Времени
Началом Нового Времени традиционно считается английская революция середины XVII в. Она разделила английское общество на сторонников короля и сторонников парламента, которые сформулировали свои политические программы.
Сторонники короля (К ...
Стандарты Организации по безопасности и сотрудничеству в
Европе (ОБСЕ)
Государства-участники ОБСЕ неоднократно принимали на себя обязательство соблюдать права человека и основные свободы каждого и всех без каких-либо различий, обеспечивая им равную защиту со стороны закона. Государства-участники ОБСЕ далее в ...
Структура политической элиты
Политическая элита имеет сложную структуру и внутренне дифференцирована. Критерием для выделения основных структурных звеньев политической элиты является объем властных функций. На основе данного критерия различают высшую, среднюю, админи ...