PoliticalMind

Политическая аналитика

Правовые аспекты проведения предвыборной агитации
Страница 4
Политические материалы » Предвыборная агитация » Правовые аспекты проведения предвыборной агитации

Приходится констатировать, что большинство избирательных кампаний в нашей стране проходит с нарушениями правил проведения предвыборной агитации в СМИ. При совершении данных правонарушений физические лица должны привлекаться по статье 40.8 КоАП, а юридические - по статье 4 Федерального закона "Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах" (нарушение условий доступа к СМИ и пр.). При этом на практике иногда допускаются досадные ошибки: избиркомами отклоняются жалобы на СМИ, проводящие не оплаченную из избирательного фонда агитацию, так как СМИ "по определению не являются субъектами предвыборной агитации". Остается неясным, какую же деятельность осуществляла та или иная газета или телерадиокомпания.

Кроме того, законодатель фактически приравнивает к предвыборной агитации рекламу в ходе избирательной кампании коммерческой и иной деятельности организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются кандидаты и пр., обязывая оплачивать ее из средств избирательного фонда (пункт 5 статьи 45 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав"). То есть законом фактически признается, что предвыборная агитация может вестись коммерческими организациями в форме рекламы их хозяйственной деятельности.

Другой пример - инициативные группы избирателей. Каков их статус как субъектов предвыборной агитации. Инициативная группа избирателей - это регистрируемая в установленном законом порядке группа с персонально определенным составом ( например, ст. 33 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации"). Пункт 3 статьи 45 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав" указывает инициативные группы в качестве субъектов предвыборной агитации: " .Инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители и иные лица и организации не вправе при проведении агитации воздействовать на избирателей, участников референдума обещаниями". Другими словами, законодатель допускает предвыборную агитацию и иных субъектов, не перечисленных в ее определении. Следует отметить, что законодатель в определении предвыборной агитации отличает побуждение к голосованию от побуждения к участию в выборах. Под участием в выборах можно понимать как саму агитацию, так и оказание материально-финансовой поддержки кандидатам и политическим объединениям, выполнение различных работ и оказание услуг, связанных с выборами.

Исходя из закона, деятельность, побуждающая избирателей не участвовать в выборах, предвыборной агитацией не является. Однако о том, как важно снизить явку на избирательные участки в регионах, полностью поддерживающих оппонента, знает любой сотрудник компании по политическому консалтингу. На это бывают направлены немалые материальные ресурсы.

Вопрос о включении в определение предвыборной агитации в качестве цели побуждения избирателей к отказу от участия в выборах является спорным. С.Д. Князев считает, что в законе имеется серьезный пробел, исключающий из сферы правового регулирования подобные действия и создающий почву для злоупотреблений. Он предлагает включить в определение предвыборной агитации деятельность, побуждающую или имеющую целью побудить граждан к отказу от участия в выборах. С точки зрения В.Д. Мостовщикова, включение в закон "такой цели, как побуждение к отказу от участия в выборах, означало бы, что законами допускается деятельность, не позволяющая в полной мере реализовать" конституционное право каждого гражданина избирать и быть избранным. А.Е. Постников придерживается следующего мнения: "Агитационная деятельность, имеющая целью оказать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, не является предвыборной агитацией. Она противоречит принципу добровольности участия гражданина в выборах".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Необходимые предпосылки утверждения демократии. Этапы демократического процесса
Опыт авторитарных и посттоталитарных стран, в т.ч. и России, показывает, что становление демократии процесс длительный и не всегда непосредственно успешный. Успех преобразований определяется степенью готовности общества к восприятию демок ...

Сущность, специфика и структура политической власти
Власть – важное явление в жизни общества. Это определяется необходимостью координировать взаимодействие множества относительно автономных участников событий. Тем более, что поведение человека в отличие от других животных практически не п ...

Глобальные социально-политические проблемы, негативные проявления гонки вооружений и задачи разоружения
Глобальными проблемами социально-политического характера являются: - предотвращение ядерной войны; - прекращение гонки вооружений, разрешение региональных, межгосударственных конфликтов; - строительство ненасильственного мира, на основ ...