PoliticalMind

Политическая аналитика

Понятие политической культуры, её структура и типология. Определение политической культуры
Страница 2
Политические материалы » Политическая культура » Понятие политической культуры, её структура и типология. Определение политической культуры

В XIX в., когда в обществе значительно возрастает интерес к политическим наукам, изучаемая нами проблема приобретает особое значение. Г. Спенсер, исследуя сложнейшие причинные связи между социальными явлениями, неоднократно подчеркивал, что политикам, вмешивающимся в социальные процессы, надо тщательно изучать их. Он отмечал роль знания как основы политической культуры и считал, что если овладение любым ремеслом требует обучения ему, то тем более это касается искусства политики. www.psexplorer.ru

Вебер специально исследовал вопрос политической этики как составной части политической культуры и выделил два типа ее: "этику идеи" и "этику ответственности". Первая подразумевает бескомпромиссную нацеленность на реализацию определенного политического идеала, невзирая на какие-либо побочные последствия. Вторая заключается в строгом учете всех последствий любого политического шага и в готовности отказаться от идеи, если ее реализация слишком тяжело сказывается на обществе. Сам Вебер был сторонником скорее "этики ответственности", чем "этики идеи".

Русский ученый начала XX а. И.А. Ильин считал политику инструментом, обеспечивающим наилучшие возможности для культурного развития. Чтобы воспользоваться этим инструментом, народ должен обладать государственно-политическим кругозором, глубоким пониманием задач своей страны, высоким уровнем сознания, в том числе и политического, выражающимся в образованности и способности к самостоятельному мышлению, чувством собственного достоинства и силой личного характера [3].

Исследования национального характера в русле традиций Фрейда исходят из того, что ключ к пониманию политического поведения заложен в специфической ситуации с раннего детства. Характер заботы о младенцах, традиции их воспитания, продолжительность кормления грудью, способы пеленания становятся главными факторами, формирующими модели их поведения в дальнейшем. Например, в западных учебниках по политической социологии для демонстрации односторонности подобного рода теорий часто воспроизводится их схема объяснения «типичного политического поведения русских», соединяющего в себе терпеливое, покорное принятие рабства с короткими всплесками протеста революционного характера. Причина, оказывается, кроется в характерном для России «жёстком» способе пеленания младенцев с плотным обвязыванием лентой, при котором ребёнок постоянно скован, зажат и может действительно «дать себе волю» только во время коротких пауз перепеленывания. Такой способ обращения с младенцами якобы формирует личность, которая позже демонстрирует аналогичное поведение в политической сфере: апатия, безразличие, непротивление подавляющей части населения царской «плётке» или тоталитарным методам Сталина с внезапными, короткими, но бурными всплесками протеста [4;5, c.23,24].

Эта объяснительная схема со ссылкой на впечатления детства как на характерообразующий фактор имеет много изъянов, она не проясняет, например, почему при очень сходной структуре семейных отношений в германии присутствуют ярко выраженные авторитарные тенденции в политической культуре, а в Швейцарии нет.

Несостоятельными в плане объяснения причин политического поведения масс оказались и исследования идеологии как фактора, его определяющего. Если исходить из того, что идеология подразумевает последовательность, логичность и психологическую согласованность действий, ясность мышления и обоснованность в принятии решения, то, по данным американских исследователей, этим критериям соответствует поведение только 2,5 % американских избирателей [5, c.26], что не позволяет делать далеко идущие выводы.

Таким образом, можно дать следующее определение: политическая культура – это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей поведения.

К политической культуре можно отнести:

· Знание политики, фактов, заинтересованность ими;

· Оценку политических явлений, суждения по поводу того, как должна осуществляться власть;

· Эмоциональная сторону политических позиций, например, любовь к родине, ненависть к врагам;

· Признание существования в данном обществе образцов политического поведения, которые определяют, как можно и как следует поступать.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Структура и функции политической власти
Структура власти - это те компоненты, без которых она не состоится. Таковыми являются её субъект, объект, источники и ресурсы. Власть может осуществиться только посредством взаимодействия субъекта власти и ее объекта. Субъект выражает св ...

Парламентаризм – признак демократического государства. История парламентаризма
В современной истории явление парламентаризма представляет собой систему государственной власти, при которой четко распределены функции законодательных и исполнительных органов. Парламент (англ. parliament, от французского parlier- «гово ...

Современная политическая ситуация в России: противоречие мифа о судьбинном выборе и рациональным представительством интересов.
В российской политике, точнее, в отечественном политическом дискурсе господствует миф о судьбинном ("судьбоносном") выборе. Его основой, исходной формой можно, видимо, признать сказку об Ивану - Царевиче и Сером Волке, где сюже ...