Политические воззрения эпохи Возрождения и Нового времениСтраница 5
Политические материалы » Возникновение и этапы развития политической мысли » Политические воззрения эпохи Возрождения и Нового времени
По мнению Гоббса, общественный договор приводит к образованию общества и государства одновременно. Общественный договор представляет собой объединение каждого с каждым, это своего рода договор объединения, посредством которого масса, толпа превращается в организованное общество и образует единое лицо. Так возникает государство - новое лицо, «воля которого в силу соглашения многих людей считается за волю их всех, с тем чтобы государство могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и защиты . Тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является подданным». www.geogtime.ru
Люди устанавливают государственную власть на условиях полного и безоговорочного подчинения. Или неограниченная, абсолютная государственная власть, или то состояние анархии, которое существовало до возникновения государства, ничего третьего не дано.
Государственная власть, по учению Гоббса, едина и ничем не ограничена. Она действует бесконтрольно и безответственно. Она стоит над законами гражданскими, которые от нее только и могут получить силу.
Организация государственной власти может быть, по Гоббсу, различной. Верховная власть может принадлежать либо одному лицу (монархия), либо лучшим (аристократия), но может быть организована и демократически. Однако во всех случаях вся полнота власти целиком должна находиться в руках того лица или того органа, которому она передана. Никаких «смешанных» правлений, при которых король делил бы свою власть с властью собрания, Гоббс не допускает. Он также считает невозможным какое-либо разделение власти между различными органами государства.
Переворот в Англии 1688 г. нашел своего идеолога в лице Джона Локка (1632-1704), выступившего в защиту конституционной монархии.
В сочинении «Два трактата о правительстве» (1690) Локк изображает естественное состояние человеческого общества как царство свободы и равенства. С его точки зрения, оно не было состоянием войны, как это изображал Гоббс. В естественном состоянии люди свободно располагали своей личностью и имуществом, у них не было причин для вражды. Л
К числу естественных прав кроме свободы и равенства Локк относит и частную собственность. Она, по его мнению, возникает до государства и существует независимо от него как некое естественное право. Для охраны свободы и права собственности создается государство.
Локк писал, что люди отказываются от своей естественной свободы и права защищать себя и свое достояние, передавая это право обществу в целом. Однако в отличие от Гоббса Локк настаивал на том, что полного отказа от естественных прав и естественной свободы быть не может. Индивидуум лишь настолько ограничивает свою естественную свободу и свои естественные права, насколько это нужно для установления и сохранения власти. Поменять естественное состояние на абсолютную монархию - это то же, говорил Локк, что во избежание вреда, наносимого лисицей, отдать себя в когти льва. Следовательно, наилучшее устройство - конституционная монархия.
В своем обосновании конституционной монархии Локк к рассуждениям о естественном праве присоединяет учение о разделении властей, которое он выдвинул одним из первых в буржуазной политической литературе.
Разъясняя принцип разделения властей, Локк указывал, что нужно различать три ветви: законодательную, исполнительную и союзную (федеративную). Законодательная власть осуществляет право издавать законы, исполнительная проводит законы в жизнь, а союзная занимается вопросами внешней политики. Судебная власть у Локка входит в состав исполнительной]
Рекомендуем к прочтению:
Из истории всемирного феминистского движения.
Женская половина человечества ведет борьбу за свои права с древнейших времен, а не с XVIII столетия, как принято считать. Первое известное человечеству феминистическое письмо принадлежит перу француженки Кристины де Пизан, жившей во второ ...
Дискуссии на тему интересов России
Национальные интересы Российской Федерации на Кавказе являются предметом острых дискуссий как в научно-исследовательской литературе, так и в многообразной политической публицистике. Вместе с тем, как правило, дальше самих дискуссий данный ...
Категория политической культуры: содержание, элементы и функции
Политическая культура выступает структурным элементом политической системы общества
. Она раскрывает взаимоотношения субъектов политики, степень их сознательности, активности и готовности к тем или иным политическим действиям. В политолог ...