PoliticalMind

Политическая аналитика

Мировоззрение, творчество и научное наследие
Политические материалы » Геполитическое возрение (идеи) П.Н. Савицкого П.Н. » Мировоззрение, творчество и научное наследие

Если бы мы захотели выделить основную черту мировоззрения П.Н.Савицкого, то сказали бы, что это универсальность. Он сам писал:

Мой рок, мой крест – универсальность.Ее несу, как некий груз, Как надоевшую банальность, Как звенья неизбывных уз.

И эта универсальность неизменно проявляется как в круге тем его научных работ, так и в поэтическом творчестве. Экономист и географ по образованию, он испытывал постоянно живой интерес и к истории - Руси, Византии, Великой Степи – тех элементов, из которых сложилась, по евразийцам, Россия, и знал ее профессионально. Это хорошо подметил Глеб Струве в полушутливых стихах о Савицком: www.pclever.ru

И взор провидит сквозь туман, – За углем, марганцем и медью,- Как император Юстиньян Молился о своей победе. («Евразийцу») [4]

Являясь, наряду со знаменитым филологом князем Н.С. Трубецким и правоведом Н.Н. Алексеевым одним из лидеров евразийского движения (а в 1920-е гг. еще и единоличным главой конспиративной Евразийской организации), П.Н. Савицкий оставил, помимо научных трудов, большое публицистическое наследие. Но ни научными работами (ряд книг и статей по географии России и истории ее экономики, статьи философского и литературоведческого характера), ни публицистическими (к ним относятся десятки статей в евразийских изданиях и эмигрантской периодике) не исчерпывается наследие этого, бесспорно, выдающегося человека. Обладая поэтическим даром, признанным одним из «метров» литературы зарубежья Н.А. Оцупом, он оставил большое число стихотворений.

Если многие научные и публицистические работы Савицкого в настоящее время, пользуясь заслуженным интересом российского читателя, переизданы, то его поэтическое творчество остается практически неизвестным. Стихотворения Савицкого ценны, прежде всего, потому, что в них в поэтической форме отражены его основные идеи, многие из них, так или иначе, проникнуты евразийскими мотивами.

Философия Савицкого органично продолжала традиции русской религиозной мысли XIX в. В понимании Савицкого мир предстает, как единое, органическое целое. Мир, сотворенный Богом, подчиненный началу организации, развивающийся в русле номогенеза [5], сближает человека с природой. Человек не связан рамками детерминистической необходимости, он свободен, что отличает его от природы, но, тем не менее, «в этом порядке мыслей человеческое оказывается в сопряжении с природным, и природное в сближении с человеческим».[6]

Проблему определения природы творчества Савицкий, в общем ключе своей философии, тоже разрешает в духе диалектики: «сила традиций и сила творчества в их сочетании – животворящий источник культуры».[7]

Мир, считал Савицкий, не является раз и навсегда определенной данностью, он пластичен и способен меняться к лучшему при творческом воздействии человека.

Но, безусловно, важнее для нас в данном контексте научные работы Савицкого. Научное наследие Савицкого является обширным и многосторонним. Круг его интересов был очень широк. Окончив институт по специальности экономгеографа, он не ограничивался исследованиями в этих областях знания. Савицким написано множество работ по истории, значительны его философские мысли. Основные идеи Савицкого будут изложены далее в настоящей работе.

Рекомендуем к прочтению:

У истоков политико-правовой мысли. Мифологические воззрения о власти и законе
Политические и правовые учения в строгом и специальном смысле этого понятия появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств. В теоретико-познавательном плане генезис политических и правовых учений ...

Политическая легитимность
Исторический анализ показывает, что политическая власть может достаточно эффективно функционировать только тогда, когда большинство членов общества добровольно, без видимого внешнего принуждения выполняет ее распоряжения. Здесь возникает, ...

Авторитарные политические режимы
Дихотомическое противопоставление демократии и тоталитаризма утрачивает большую часть смысла гораздо раньше, когда в 50-е - 60-е годы появляется большое число так называемых "гибридных стран". Знание, приобретенное на основе сра ...