Мировоззрение, творчество и научное наследие
Политические материалы » Геполитическое возрение (идеи) П.Н. Савицкого П.Н. » Мировоззрение, творчество и научное наследие
Если бы мы захотели выделить основную черту мировоззрения П.Н.Савицкого, то сказали бы, что это универсальность. Он сам писал:
Мой рок, мой крест – универсальность.Ее несу, как некий груз, Как надоевшую банальность, Как звенья неизбывных уз.
И эта универсальность неизменно проявляется как в круге тем его научных работ, так и в поэтическом творчестве. Экономист и географ по образованию, он испытывал постоянно живой интерес и к истории - Руси, Византии, Великой Степи – тех элементов, из которых сложилась, по евразийцам, Россия, и знал ее профессионально. Это хорошо подметил Глеб Струве в полушутливых стихах о Савицком: www.pclever.ru
И взор провидит сквозь туман, – За углем, марганцем и медью,- Как император Юстиньян Молился о своей победе. («Евразийцу») [4]
Являясь, наряду со знаменитым филологом князем Н.С. Трубецким и правоведом Н.Н. Алексеевым одним из лидеров евразийского движения (а в 1920-е гг. еще и единоличным главой конспиративной Евразийской организации), П.Н. Савицкий оставил, помимо научных трудов, большое публицистическое наследие. Но ни научными работами (ряд книг и статей по географии России и истории ее экономики, статьи философского и литературоведческого характера), ни публицистическими (к ним относятся десятки статей в евразийских изданиях и эмигрантской периодике) не исчерпывается наследие этого, бесспорно, выдающегося человека. Обладая поэтическим даром, признанным одним из «метров» литературы зарубежья Н.А. Оцупом, он оставил большое число стихотворений.
Если многие научные и публицистические работы Савицкого в настоящее время, пользуясь заслуженным интересом российского читателя, переизданы, то его поэтическое творчество остается практически неизвестным. Стихотворения Савицкого ценны, прежде всего, потому, что в них в поэтической форме отражены его основные идеи, многие из них, так или иначе, проникнуты евразийскими мотивами.
Философия Савицкого органично продолжала традиции русской религиозной мысли XIX в. В понимании Савицкого мир предстает, как единое, органическое целое. Мир, сотворенный Богом, подчиненный началу организации, развивающийся в русле номогенеза [5], сближает человека с природой. Человек не связан рамками детерминистической необходимости, он свободен, что отличает его от природы, но, тем не менее, «в этом порядке мыслей человеческое оказывается в сопряжении с природным, и природное в сближении с человеческим».[6]
Проблему определения природы творчества Савицкий, в общем ключе своей философии, тоже разрешает в духе диалектики: «сила традиций и сила творчества в их сочетании – животворящий источник культуры».[7]
Мир, считал Савицкий, не является раз и навсегда определенной данностью, он пластичен и способен меняться к лучшему при творческом воздействии человека.
Но, безусловно, важнее для нас в данном контексте научные работы Савицкого. Научное наследие Савицкого является обширным и многосторонним. Круг его интересов был очень широк. Окончив институт по специальности экономгеографа, он не ограничивался исследованиями в этих областях знания. Савицким написано множество работ по истории, значительны его философские мысли. Основные идеи Савицкого будут изложены далее в настоящей работе.
Рекомендуем к прочтению:
Политическая философия
Любое человеческое сообщество, любая цивилизация или крупная держава, показавшие свою пригодность к истории, основываются на особом, присущем только им идеале, или центральной, осевой идее. Доминирующие в данной цивилизации образ жизни, ф ...
Политическое учение Фомы Аквинского
Фома Аквинский (1225–1274) был самым крупным представителем схоластической философии периода ее расцвета.
В произведении «О правлении владык» Фома Аквинский, отправляясь от Аристотеля, рассматривает человека, прежде всего, как общественн ...
Политический процесс как социальные и политические изменения
Наряду с понятием "политическое развитие" в современной политологии употребляется также термин "политический процесс", отражающий изменчивость политики. Содержание политического процесса составляет взаимодействие субъе ...