Новое времяСтраница 1
Политические материалы » Эволюция понимания феномена политики » Новое время
В Новое время произошел окончательный разрыв со средневековыми представлениями о божественном происхождении власти. Это связано с созданием и развитием теорий естественного права и общественного договора. Довольно развитое и систематическое развитие они получили в политических учениях английских мыслителей Томаса Гоббса (1588-1679 гг.) и Джона Локка (1632-1704 гг.). www.easilyeducation.ru
Т. Гоббс изложил свое политическое учение в философском труде «О гражданине» и трактате «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Государство Гоббс рассматривал как человеческое, а не божественное установление. Оно возникло, по его мнению, на основе общественного договора из естественного догосударственного состояния. Исходным пунктом в обосновании концепции Гоббса служит положение о том, что все люди от природы равны в отношении как физических, так и умственных способностей. Из равенства способностей Гоббс выводит равенство людей на достижение ими своих целей: каждый в естественном состоянии имеет право на все.
Так как люди имеют одинаковые права на все и стремятся их осуществить, между ними неизбежно возникает борьба. Всеобщим принципом при естественном состоянии является «война всех против всех». В естественном состоянии всем одинаково угрожает опасность быть истребленными. Страх смерти делает людей склонными к миру, а разум подсказывает подходящие условия мира, на основе которых люди могут прийти к соглашению. Так в результате общественного договора, по мнению Гоббса, и создается государство. Образование государства, по сути дела, означает создание общества.
Общественный договор в концепции Гоббса представляет собой объединение каждого с каждым. Это своего рода договор объединения, посредством которого масса превращается в организованное общество и образует единое лицо. Люди устанавливают государственную власть на условиях полного и безоговорочного подчинения. Государственная власть едина и ничем не ограничена. Она действует бесконтрольно и ни перед кем не ответственна. Она стоит над законами гражданским, которые только от нее получают свою силу. Только такое государство способно обеспечить мир и защиту своим подданным.
Создавая государство, люди переносят принадлежащие им права или на одно лицо, что образует монархию, или на собрание представителей всех сословий, что образует республику, или на представителей одного сословия, что образует аристократию. Но во всех случаях вся полнота власти находится в руках того лица или того органа, которому она передана. Гоббс – сторонник абсолютной монархии. Он также не допускает какого-либо разделения государственной власти между различными органами государства, ибо это ослабляет государство и не позволяет обеспечивать его поданным состояние мира и стабильности.
Несколько иную концепцию естественного права и общественного договора формулирует соотечественник Гоббса Дж. Локк в сочинении «Два трактата о правлении». В отличие о Гоббса, Локк считает, что естественное состояние не было состоянием полного бесправия и войны всех против всех. Напротив, первоначальным состоянием человечества были естественная свобода и равенство. Договор, отчуждающий права отдельных людей в пользу государства, не отменяет естественных прав, а лишь возлагает на последнего обязанность блюсти принципы естественного права, и прежде всего право частной собственности. Если государство нарушит эту договорную обязанность, подданные свободны от повиновения ему: они вправе расторгнуть договор.
Рекомендуем к прочтению:
Принципы разрешения национального вопроса –
1) демократизм, основанный на праве наций на самоопределение и на всемерном учёте национальных интересов;
2) компромисс и диалог сторон с учётом реальной национальной ситуации;
3) равноправие всех наций и народностей независимо от числе ...
Политическая власть. Власть как социальный феномен
Власть как социальное явление воспринимается далеко не однозначно. Современная общественная наука дает чрезвычайно богатую палитру концепций власти:
· Нормативно–формалистский подход источником и содержанием власти определяет систему нор ...
Теоретико-методологические основы изучения
определения и формирования национальных интересов России
Прежде чем вести речь о национальных интересах России следует внести ясность в само понятие «национальное». Применительно к России, учитывая ее особенности, это особенно важно.
Вопрос о национальном исходит из родоплеменной организации л ...