PoliticalMind

Политическая аналитика

Платон и его роль в развитии европейской культуры
Страница 1
Политические материалы » Идеальное государство Платона » Платон и его роль в развитии европейской культуры

Платон оказал огромное влияние на все возникшие после его смерти школы эллинистической философии, равно как на развитие философии в средние века и новое время. Авторитет Платона на протяжении всех последующих периодов новоевропейской истории был воистину колоссальным.

Платон выявил громадное значение логических определений, понятий и категорий в познании, их роль в философском и научном мышлении, их необходимость в исследовании вопросов о происхождении общества и государства, в анализе правовых и нравственных норм, в решении этических. Эстетических и иных проблем.

Школа Платона, в отличие от Пифагорейских союзов, имела характер нерелигиозного, открытого и неформального объединения учеников вокруг схоларха. Наряду с беседами того типа, который сложился у Сократа, в платоновской Академии велись диспуты и читались доклады. Направление позднеантичной философии (I в . до н.э. - начало III в. н.э.) получило в узком смысле название платонизм (в современной литературе - средний платонизм). Платонизм как философское направление в широком смысле нашло развитие в дуалистических системах платонизма. Материя в них понималась в качестве самостоятельного начала небытия и зла наряду с нематериальным первоначалом всякого бытия, благом. В монистических идеалистических системах - как результат самоограничения и дробления этого первоначала. Последователи Платона (Древняя Академия) поддерживали пифагорейскую тенденцию философии позднего Платона и развивали космологию "Тимея".

Представители Средней Академии (во главе с Аркесилаем) противостояли стоицизму на позициях академического скептицизма. Новая Академия (во главе с Карнеадом) абсолютизировали принцип недостоверности всякого догматизма. Начиная с Антиоха Аскалонского предпринимаются попытки восстановить учение Платона и Древней Академии. Это вызывает появление весьма характерного для поздней античности типа философствования, мыслящего себя как толкование платоновских текстов, но по существу дающего самостоятельный синтез основных идей эллинистической философии. Для этого направления характерен пафос подчеркнутой традиционности наряду с тяготением к школьной организации. Попытки реконструирования школьного учения Платона ("неписанного учения") в духе аристотелевского изложения досократовских учений предпринимались в XX веке представителями тюбингенской школы (Х. Кремер, К. Гайзер). В контексте среднего платонизма также необходимо рассматривать неопифагоризм. В целом для среднего пифагоризма решающее значение имела формула "уподобления божеству" - как цель платоновской философии и путь достижения "высшего блага". Развитие антиаристотелевской традиции, которая была воспринята Плотиным - это стремеление к синтезу аристотелизма и платонизма. "Даже такая грандиозная филосовско-мировоззренческая система как философия Плотина, - пишет Чанышев А.Н., - достойно завершающая древнезападную философию, тоже вторична и названа историками философии именно неоплатонизмом, а не "платонизмом" далеко не случайно: Плотин взял за основу своего мировоззрения систему философских взглядов Платона, к чему он примешал элементы аристотелизма и стоицизма. Все это он сделал творчески. Однако это творчество все же относительно". Созданию Плотиным, на основе ряда платоновских текстов, некого подобия системы, предшествует скромный расцвет среднего платонизма во II в. н.э. В этот время существовало пять центров возрождения платонизма - Афины, Рим, Пергам, Слиугна и Александрия. В свое время большим авторитетом пользовался Альбин, учебник которого "Дидаскалис" - "Одно из наиболее полных изложений философии Платона в период среднего платонизма". Платоник Плутарх называет "вещими словами" мысли Платона о том, то "лишь тогда избавляется государство от зла, когда волею благого случая сойдутся воедино вильная власть, мудрость и справедливость".3 Он сочувственно вспоминает убеждения Платона, что "блаженно и счастливо то государство, где "моё" "не моё" считаются наихудшими словами и все рвение, какое только есть, граждане употребляют на общее дело".4

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Отображения экономических учений К. Маркса в трудах российских экономистов
Становление марксизма как течения в русской экономической мысли было связано с переводом на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, а также работ крупнейших представителей английской школы политэкономий и с распространением их ...

Три типа суждений о моральном измерении депутатства
Суждения о таких сложных материях, как представительная власть в ее моральном измерении, могут быть для массового сознания очевидными, не очень очевидными и вовсе не ясными, непроницаемыми. Очевидно, что представительная власть как специ ...

Виды и уровни переменных
Эти методологические требования к сравнению фактически фиксируют внимание на первоначальной стадии сравнительного политологического анализа — концептуализации и выборе гипотез исследования. Немаловажное значение придается также организаци ...