Кооперация и социализм
Политические материалы » Ленинская концепция социализма » Кооперация и социализм
Исходное значение термина «кооперация» - сотрудничество работающих (от латинского слова соорега-tio). Конкретно-историческое содержание этого понятия включает производственно-технологические, экономические, организационные и собственно социальные (классовые, групповые) аспекты.
Прежде всего, кооперация выступает как форма организации труда, при которой то или иное число людей совместно участвует в одном и том же или в разных, но взаимосвязанных между собой процессах труда. При этом достигается экономия от совместного использования общих условий труда, а также «самый общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии . увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц .»[15]. Если все занятые выполняют однородную работу, то налицо простая кооперация; сложная же кооперация основана на разделении труда и обеспечивает наиболее высокий рост его производительности.
Кооперативный характер организации труда - объективная потребность любого совместного труда. В этом смысле кооперация возникает уже в глубокой древности и существует во всех общественно-экономических формациях, неся в себе тенденцию возрастания общественного характера труда. А в условиях машинного производства она становится технической необходимостью, определяемой природой самих средств труда, при этом обнаруживая удивительную способность адаптироваться к различной социально-экономической среде. Как отмечает Маркс, на начальных ступенях человеческой культуры кооперация покоилась на общей собственности на условия производства и неразрывной связи индивида с родом или общиной. В античном мире и в средние века - на отношениях непосредственного господства и подчинения, чаще всего на рабстве. В новое время она составила исторически и логически исходный пункт капиталистического производства [16].
С другой стороны, кооперативный характер труда порождает у работников, достаточно развитых как индивиды, юридически и экономически свободных и в то же время занятых совместным трудом, потребность в совместной, групповой собственности. В ответ на эту потребность и возникает одновременно с капитализмом новая социально-экономическая форма бытия кооперации - кооператив как объединение людей, основанное на групповой собственности его членов, используемой для совместного производства и сбыта продукции, закупки и потребления товаров, услуг и т. д. Характерно, однако, что отношения, складывающиеся внутри кооперации как социально-групповой общности, в условиях капитализма не образуют какого-то особого исторического типа, а воспроизводят тот тип отношений, который присущ окружающей их социальной среде, обществу в целом, то есть капиталистические отношения. «Подобно тому, как повысившаяся благодаря кооперации общественная производительная сила труда представляется производительной силой капитала,— так и сама кооперация представляется специфической формой капиталистического процесса производства .» [17]
Но уже, как называл их В. И. Ленин, «старые кооператоры» из числа социалистов-утопистов осмыслили не идентичность, более того, прямую противоположность принципов, лежащих в основе, с одной стороны, капиталистического предприятия, а с другой - кооперации как социально-групповой общности. Добровольное объединение людей в ассоциации (фаланстеры Фурье, общины Оуэна и др.) на основе использования общей, групповой собственности представлялось достаточным, чтобы освободить их совместный труд от эксплуатации и сделать всю их жизнь счастливой. В кооперативном принципе был угадан основной принцип соединения индивидуальных и общих интересов в грядущем социалистическом обществе.
Однако способ утверждения этого принципа в качестве всеобщего, предложенный «старыми кооператорами», оказался утопичным. Они мечтали о том, что социалистические кооперативы мирным путем, лишь силой примера преобразуют капиталистическое общество. Эти мечтания марксисты всегда называли смешными фантазиями, наносящими политический вред революционной борьбе пролетариата. Как показал Ленин в борьбе с общинными и артельными иллюзиями народников, в условиях капиталистически развивающейся России даже семейная кооперация является «основанием капиталистической кооперации»[18]
.
Рекомендуем к прочтению:
Агенты политической социализации
Передача политических ценностей, установок и моделей политического поведения осуществляется посредством воздействия на индивида конкретных людей и формальных институтов, получивших название агентов политической социализации.
Агенты полит ...
Элиты и власть – основы видения Парето
Метафору львов и лис использовал Вильфредо Парето (1848-1923), перенявший её от Макиавелли, который, в свою очередь, продолжил эллинистическую и римскую традицию, где образ лисы выражал ловкость и хитрость, а образ льва – силу и прямолине ...
Политика России как полиэтнического государства
К концу XIX в. многовековой процесс формирования территориальных пределов российского государства подходил к завершению. С учетом складывавшихся геополитических реалий в начале XX в. после вхождения в состав Империи еще ряда регионов, нас ...