Легитимность власти, её соотношение с эффективностью властиСтраница 2
Политические материалы » Политичекая власть » Легитимность власти, её соотношение с эффективностью власти
Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Это преимущественно структурная или институциональная легитимность, основанная на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям (персональная легитимность). Хотя нередко, особенно в молодых демократиях, легитимность власти может основываться не столько на уважении к выборным институтам, сколько на авторитете конкретной персоны руководителя государства. В современном мире легитимность власти нередко отождествляют лишь с её демократической легитимностью.
Легитимность власти не ограничивается её тремя, ставшими классическими типами. Существуют и другие способы легитимации (это понятие отражает процесс приобретения легитимности) и, соответственно, типы легитимности. Один из них – идеологическая легитимность, состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология, и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой или националистической.
В странах командно-административного социализма широко использовалась классовая легитимность. Во второй половине XX века многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения очень часто прибегали к националистической легитимации власти, нередко устанавливая этнократические режимы — этнократии, характеризующиеся допуском к власти лишь представителей одной, титульной нации и политической дискриминацией других этнических групп. Такого рода государства сформировались в ряде республик бывшего СССР, например в Латвии.
Идеологическая легитимация основывается на воздействии на сознание и подсознание людей с помощью методов убеждения и внушения. Однако, в отличие от рационально-правовой легитимации, апеллирующей к сознанию, разуму, она, – однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, свободного участия граждан в формировании идеологических платформ или их выборе.
Ещё одним видом легитимности власти является легальное (рационально-бюрократическая) господство. Основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам: им подчиняются не только управляемые, но и управляющие.
Легальное господство возникает в условиях формирования рыночной экономики и воплощается в правовом государстве. Основными чертами этого типа господства являются: установление норм права и подчинение им каждого человека; применение норм права в управлении; господство в обществе права, а не чиновников. Воплощать право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники – бюрократия. Бюрократия, по Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. Именно Вебер сформулировал основные требования к чиновникам, актуальные и сегодня:
- лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу;
- имеют устойчивую служебную иерархию;
- имеют твёрдо определённую компетенцию;
- работают в силу контракта (на основе свободного выбора);
- работают в соответствии со специальной квалификацией;
- вознаграждаются постоянными денежными окладами;
- рассматривают свою службу как единственную или главную профессию;
- предвидят свою карьеру;
- работают в полном «отрыве» от средств управления и без присвоения служебных мест;
- подлежат строгой, единой служебной дисциплине и контролю.
Способы ограничения бюрократии: регулярная ротация (пропорциональная замена через определённый срок) квалифицированных кадров управленческого аппарата и контроль за ними со стороны политических институтов.
Рекомендуем к прочтению:
«Коренная перемена всей точки зрения нашей на социализм»
А как меняется роль кооперации после социалистической революции, когда государственная власть и основные средства труда переходят в руки самих трудящихся? Кооперацию как форму организации труда К. Маркс считал одной из создаваемых капита ...
Межгосударственные отношения. Внешняя политика ее цели и задачи
Внешняя политика – неотъемлемая форма деятельности государства. Внешняя политика является продолжением внутренней политики. Однако внешняя политика не может быть определена как простое продолжение внутренней политики. Внешняя политика име ...
Понятие парламента и его палат
Палаты Федерального Собрания РФ работают в режиме раздельных заседаний. В Конституции РФ 12 декабря 1993 г. их компетенция определяется дифференцировано, в разных статьях Основного Закона (ст. ст. 102 — 103); полномочия Совета Федерации и ...