PoliticalMind

Политическая аналитика

Понятие, функции и структурные элементы политической культуры
Страница 2
Политические материалы » Политическая культура » Понятие, функции и структурные элементы политической культуры

Любой гражданин соотносит свои политические знания, ценности и убеждения с существующими политическими организационными и процедурными институтами (политическая система в целом, политический режим, партии, организации, законодательство, бюрократия; лидеры и т. д.). Происходит своего рода анализ этих институтов и политической системы в целом, изучение и оценка ее с точки зрения способности удовлетворять политические потребности. В этом смысле организационные и процедурные институты политической системы можно рассматривать как инструментальный аспект политической культуры.

С учетом возможностей политической системы у людей формируются политические ориентации и установки, которые в совокупности составляют второй компонент политического сознания - эмоционально-психологический. Эти ориентации и установки направлены на политическую систему и формы участия в политическом процессе. К ним относятся установки граждан на:

политические институты и структуры (например, государство может восприниматься либо как орган принуждения, либо как организующий и регулирующий институт);

нормативную систему (например, уважение закона или пренебрежительное отношение к нему);

политические события (понимание их необходимости или случайности, определение качества принятия решений);

отдельные политические роли (отношение к институту президентства, лидерству в политических организациях, партиях с точки зрения лояльности или рациональности и т. п.).

Сюда также входят отношение к конкретным политическим деятелям (политические рейтинги) и отношение гражданина к самому себе как участнику политического процесса, определение своего места в политической системе. В результате своего представления о политической системе человек формирует ориентации на определенные образцы политического поведения.

Политическое поведение - это практическое взаимодействие человека с политической средой, выражающееся в той или иной форме политического участия. Оно обусловлено политическим сознанием, с одной стороны, и уровнем политического развития общества в целом, с другой стороны. Политическое поведение людей проявляется в их политической деятельности и обнаруживает уровень их политической культуры на практике. Так, человек может интересоваться политикой и быть хорошо информированным, он может расценивать деятельность своего правительства как неправильную и даже при носящую вред, но быть безучастным в политической жизни. Это позволяет говорить либо об отсутствии в его политическом сознании чувства гражданской ответственности, либо об отсутствии в политической системе приемлемых (легитимных) форм воздействия на власть.

Формы политического участия (поведения) могут быть различными: от активного участия до неучастия (таб. № 1).

Таблица № 1

Форма участия

Приемлемая

Неприемлемая

Активное участие

предвыборная активность;

участие в выборных органах;

лоббистская деятельность;

организационная деятельность (участие в политических партиях);

участие в различных политических акциях

подкуп должностных лиц;

насилие;

дезорганизация

Пассивное участие

участие в голосовании;

повиновение закону

пренебрежение к закону;

нарушение закона

3. Неучастие

Необходимо отметить, что участие человека в политическом процессе может быть предопределенным «сверху» (например, участие в безальтернативных выборах в условиях однопартийной системы, участие в организациях, находящихся под полным контролем правительства) и не оказывать влияния на политиков и на принимаемые решения. Автономное, участие предполагает свободное волеизъявление гражданина. Указанные формы политического участия включают в себя все современные политические системы. Демократическое общество с высоким уровнем развития политической культуры предполагает приоритет автономного участия граждан в политике.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Концепция либертатизма
Второй вариант либерально-консервативного синтеза оказался представлен в ХХ в. идеологией либертаризма. Эта линия восторжествовала прежде в странах, где основы индустриального общества закрепились в наибольшей степени, носили естественный ...

Геополитическая позиция Азербайджана
Азербайджанская Республика после приобретения независимости в 1991 году стала проводить самостоятельную внешнюю политику, направленную на систематическое укрепление и развитие государственности и на защиту национальных интересов, номиналь ...

Общие положения депутатской этики
Действующее законодательство не запрещает быть депутатами лицам, которые ранее совершили серьезные правонарушения, в первую очередь – преступления. Отбыв наказание, человек возвращается в общество и начинает в полном объеме пользоваться п ...