Формирование новой государственной идеологии и становление многопартийности
в КазахстанеСтраница 3
Политические материалы » Политическое развитие современного Казахстана » Формирование новой государственной идеологии и становление многопартийности
в Казахстане
В концепции были обоснованы принципы и подходы к историческому воспитанию молодого поколения. Одними из основополагающих были названы следующие: осторожный подход при оценке тех или иных событий, ненавязывание какой-либо точки зрения, отход от идеологических догм.
На данном этапе в казахстанском обществе существовало два подхода к определению государственной идеологии: с одной стороны, это возврат к прошлому, обращение к традициям; с другой стороны, это способность к развитию, изменению, наполнению новым историческим содержанием.
Безусловно, в условиях Казахстана, переживающего транзитный период, подобное смешение было неизбежно. Кроме того, как показывают многочисленные примеры, успешная идеологическая модернизация почти всегда выдвигает в центр категории традиции, а затем делает их содержательными. Однако в этом есть и положительные моменты, с помощью традиций можно сохранить цивилизационное наследие в качестве бесценного духовного источника для политической и идеологической рационализации, отвечающей нынешним и будущим задачам.
Третий этап (1997 г. – по настоящее время) характеризуется новым толчком в формировании идеологической основы развития Казахстана.
На данном этапе политических преобразований в Казахстане увеличивается потребность в дальнейшей демократизации политической системы, выработке системного подхода к осуществлению дальнейших политических реформ и придании им динамизма. При этом потребность начала приобретать все более оформленный системный характер.
В 1997 г. Президентом Н. Назарбаевым была озвучена Стратегия развития Казахстана до 2030 г., которая четко определила основные направления идеологического развития страны на долгосрочный период. Стратегия «Казахстан – 2030» стала концептуальным, стратегическим и программным документом государства, который послужил мощным толчком в формировании государственной идеологии Казахстана.
В Стратегии была осуществлена попытка осмысления и определения роли государства в решении экономических, социальных, политических и идеологических проблем. Особое внимание было уделено трансформации массового сознания, при этом основной упор делался на молодое поколение, учитывая их высокую степень адаптированности к новым условиям. Также в Стратегии были заложены основы национальной идеи Казахстана, которая может быть сформулирована как построение независимого, процветающего и политически стабильного государства, базирующегося на национальном единстве, социальной справедливости, экономическом благосостоянии населения.
По сути, Стратегия «Казахстан – 2030» – это документ, который четко обозначил основные направления государственной политики, пути и методы их достижения, что позволило планировать все действия власти в центре и на местах, придало им целенаправленный, системный и последовательный характер. Самое главное: Стратегия в определенной степени способствовала мобилизации и консолидации казахстанского общества.
Дальнейшие Послания Президента народу Казахстана шли в русле Стратегии «Казахстан – 2030», способствуя постепенному достижению основных приоритетов развития Казахстана.
В этом контексте программным документом, содержащим важнейшие идеологические направления развития государства на среднесрочный период, является Послание Президента 2006 г. «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира», в рамках которого представлен целостный подход к реформам экономических, политических и общественных институтов. Послание выступает источником дальнейшего формирования и конкретизации основных идеологических векторов, избранных Казахстаном еще на заре независимости.
Рекомендуем к прочтению:
Функции политической элиты
1. Стратегическая функция заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий. Она проявляется в генерировании новых идей, отражающих общественные потребности в радикальных переменах ...
Личность как первичный субъект и объект политики.
Понятия “субъект” и “объект” – философские категории. Под субъектом
подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; под объектом
– то, на что направлена познавательная и иная ...
Характеристика тоталитаризма как политической системы. Специфика
тоталитарных политических систем
Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX веке. В политический же лексикон само это слово впервые ввел для характеристики своего движения Беннито Муссолини в 1925 г. В конце 20-х годов английская газета "Таймс" писал ...