PoliticalMind

Политическая аналитика

Реформа политической системы Казахстана (1991-2007)
Страница 1
Политические материалы » Политическое развитие современного Казахстана » Реформа политической системы Казахстана (1991-2007)

16 декабря 1991 года является моментом, с которого Казахстан начал независимое развитие. За последние 17 лет Республика претерпела множество изменений во всех сферах жизнедеятельности. Реформы коснулись в первую очередь политической системы Казахстана.

Казахстан выбрал путь, направленный на строительство суверенного, демократического, правового государства. Год за годом, воплощая в жизнь необходимые изменения, наша страна двигалась к своей цели.

Переход к демократии начался в сложных условиях: страна переживала системный социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, гиперинфляция, резкое снижение уровня жизни населения.

В силу этого процесс политических изменений принял характер поэтапного реформирования политической системы страны.

На первом этапе (1990 - 1993) основные изменения были направлены не столько на создание новой системы, сколько на разрушение существовавшей.

В то время произошел полный демонтаж прежней партийно-советской системы управления, ликвидирована политическая монополия коммунистической партии, введена многопартийность. Существенно расширились права и свободы граждан. Своевременным шагом по становлению подлинной независимости республики и выходу молодого государства из-под ведомственного и партийного диктата Центра явилось введение поста Президента Республики Казахстан и авторитет ее первого Президента Н.А.Назарбаева. Об этом наглядно свидетельствуют указы Президента по разгосударствлению и приватизации, по закрытию Семипалатинского ядерного полигона, меры по передаче союзной собственности в республиканскую и т.д. На данном этапе в стране произошло становление парламентско-президентской формы правления.

На втором этапе (1993 - 1995) происходил процесс поиска модели политической системы Казахстана, учитывающей политические, экономические, социокультурные, психологические, геополитические и национальные особенности страны. Изменения в политической системе общества были закреплены в принятой первой Конституции 1993 г. Был закреплен принцип разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные органы были впервые определены как самостоятельные ветви государственной власти. Впервые проведены альтернативные выборы в Парламент страны, сформированы новые органы представительной власти на местах – Маслихаты.

На третьем этапе (1995 - 1998) наблюдался процесс создания архитектуры политической системы страны. Развитие политической системы Казахстана стало определяться положениями принятой на референдуме Конституции 1995 г., которая юридически закрепила переход к президентской форме правления. В стране был создан профессиональный двухпалатный Парламент. Обширность территории, многонациональный состав населения, еще не сформировавшееся гражданское общество, становление и развитие политической культуры и партий явились вескими аргументами в пользу президентской формы правления в Казахстане.

Нынешний этап развития (с сентября 1998) характеризуется усилением и ростом демократической составляющей политической системы страны.

Он начинается с обнародования Послания Президента страны народу Казахстана и внесения осенью 1998 г. изменений в Конституцию и другие законодательные акты, расширившие полномочия Парламента.

Для создания полноценного демократического государства обязательным условием является учет интересов всего общества. С этой целью в Казахстане наблюдалось постепенное строительство парламентаризма, основанного на многопартийности. Рассмотрим подробнее путь, который прошел Казахстан от государства с централизованной командно-административной системой власти до современного демократического государства.

Современный казахстанский парламент сменил однопалатный орган представительной власти – Верховный совет (ВС), который впервые был сформирован на основе Конституции Казахской ССР 1937 года, а затем – конституций образца 1978-го и 1993 года.

За время своего существования ВС избирался тринадцать раз. Первые выборы в него были проведены 24 июня 1938 года. С тех пор, вплоть до начала 90-х годов, формирование депутатского корпуса проходило на безальтернативной основе под жестким контролем Коммунистической партии.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Избирательная система в России.
Нынешняя российская избирательная система сложилась в результате крупномасштабной избирательной реформы 1993-1995 годов. Эта реформа началась с принятия всенародным голосованием 12 декабря 1993 года новой Конституции РФ и нашла свое дальн ...

Демократия в нашем классе.
В нашем классе мы стараемся придерживаться демократии. В этом году на основе Устава нашей школы мы составили законы класса, которые разрабатывались группами, шли обсуждения, общее голосование по каждому пункту. Вот эти законы, принятые ...

Теоретико-методологические основы изучения определения и формирования национальных интересов России
Прежде чем вести речь о национальных интересах России следует внести ясность в само понятие «национальное». Применительно к России, учитывая ее особенности, это особенно важно. Вопрос о национальном исходит из родоплеменной организации л ...