PoliticalMind

Политическая аналитика

Политические противоречия центра и периферии
Страница 1

Постоянное обострение межэтнических противоречий в современном глобализированном мире иногда имеет скрытое содержание, связанное с так называемой полярностью „центр - периферия", которая имеет четко выраженный политический характер.

Достаточно вспомнить недавний военный конфликт между Грузией и Россией, главной причиной которого были как геополитические интересы этих государств в Кавказском регионе, так и наличие на территории Грузии этнического сообщества, которое дентифицирует себя в пределах исключительно своего „места развития” и стремится к политической независимости, апеллируя к праву наций на самоопределение. www.banklines.ru

Такое сообщество, обычно, оппозиционирует себя к властному центру, в результате чего конфликт приобретает не только этнический, но и политический характер. При таких условиях достаточно актуальной можно считать концепцию государствообразования норвежского политолога Стейна Роккана.

Ведь в ней значительное внимание уделено объяснению закономерностей взаимодействия между властным центром и регионами в пределах одного государства.

С. Роккан отмечает, что для осознания отличий между политическими системами сначала необходимо изучить центры этих политических систем (места, где принимаются важнейшие для государства решения, где основные актеры политической жизни страны и их союзники взаимодействуют между собой), исследовать периферии (территории, которые так или иначе зависят от решений, которые принимаются во властном центре) и проследить взаимосвязь между разными государственно-территориальными центрами, а также между центрами и перифериями.

Согласно Роккану, центр контролирует основную массу взаимодействий между владельцами ресурсов в пределах всей территории государства, осуществляет контроль над ее информационно-коммуникативными потоками путем стандартизации средств общения и за счет сосредоточенности в нем консультативных и представительских институтов.

Противопоставляя центру периферию, ученый отмечает то, что периферийность, или периферийное положение территории, имеет политическое, экономическое и культурное измерения и характеризуется зависимостью от центра.

Трем основным центрам государственной территории - военно-административному, экономическому и культурному - у Роккана отвечают три формы переферизации.

Первая осуществляется путем завоевания и административного подчинения.

Вторая - путем установления и поддержания экономической зависимости.

Третья - путем культурной экспансии.

Во всех трех случаях важной составляющей периферизации является территориальная унификация, которая реализуется с помощью двух стратегий, - централизующей и стратегии федерального согласия.

По мнению Роккана, одной из причин противостояния центров и периферий (регионов) есть давление со стороны последних на „национальное государство", представленное властным центром.

Это давление предопределено, прежде всего, формированием региональной идентичности и, как следствие, желанием региона влиять на принятые центром решения.

Поскольку региональные политические движения, согласно Роккану, всегда идентифицируют себя с соответствующей территорией и группой населения, необходимо детальнее остановиться на типах пространства, что их выделяет Роккан.

Речь идет о „территориальном пространстве” и о „пространстве членства (принадлежности) ".

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Стандарты Совета Европы
Документ ЕКПЧ не содержит самостоятельных положений по правам меньшинств, хотя многие положения Конвенции имеют прямое отношение к защите прав меньшинств. Тем не менее, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (далее по тексту ...

Судьба демократии в России
Первым делом уточним термин «демократия», который в своем буквальном понимании означает «власть народа» (в переводе с греческого) и совершенно не соответствует явлению, которое он обозначает. Как таковой никакой власти народа не может су ...

Злоупотребление административным ресурсом: доминирующий фактор избирательной кампании
Несмотря на то, что трудно определить истинную структуру проведения кампании всеми партиями, большинство имеющихся фактов указывает на то, что административный ресурс являлся решающим элементом предвыборной кампании. Результаты данного пр ...