Регламентация правового
статуса и порядка деятельности партийСтраница 2
Политические материалы » Классификация политических партий в зарубежных странах » Регламентация правового
статуса и порядка деятельности партий
Исходные конституционные нормы, предопределяющие общую направленность институциализации политических партий, развиваются и конкретизируются в рамках органического и текущего законодательства.
Органические законы (законы о выборах, регламенты палат парламента и др.), как правило, касаются лишь одного из аспектов деятельности политических партий, имеющего непосредственное отношение к тому институту, которому посвящен данный правовой акт. В качестве примера можно сослаться на шведский Акт о Риксдаге, детально регулирующий все, что связано, в частности, с работой партий в парламенте. Документ подробно устанавливает порядок распределения депутатских мандатов между партиями; процедуру создания партийных групп, их задачи и компетенцию; роль партийных групп в формировании руководящих органов палаты; порядок и формы участия партийных групп в законодательном процессе; обязанность председателя палаты консультироваться с партийными группами по вопросам парламентской процедуры; формы участия партий в выборах различных создаваемых парламентом органов (шведских делегаций Северного Совета, Совета Европы и др.).
Специальные законы (текущее законодательство), напротив, подходят к вопросу широко, стремясь охватить все аспекты жизнедеятельности политических партий. При этом регулируются следующие элементы их правового статуса:
дается трактовка политической партии, определяются ее функции, задачи и общая роль в политической и государственной жизни. Партии есть "объединения граждан, — записано, в частности, в п. 12 Закона о партиях Германии, — которые постоянно или в течение длительного времени оказывают влияние на формирование политической воли народа в масштабе Федерации или отдельных земель и имеют намерение содействовать представительству народа в немецком Бундестаге или Ландтаге", благодаря "размеру и прочности их организации, количеству членов и их деятельности на внутриполитической арене". Организации, претендующие на статус политической партии, таким образом, должны помимо прочего обладать известным политическим весом и авторитетом. При этом в задачи политических партий входит: "воспитание граждан, способных взять на себя ответственность перед обществом", содействие их "светскому и политическому образованию"; изучение вопросов национальной и международной политики; критическая оценка действий правительства; участие в работе органов власти, забота о "постоянной живой связи между народом и органами государства"; содействие "осуществлению гражданами политических прав" и развитию политических институтов. Подобная постановка вопроса очевидно ломает традиционный для многих зарубежных специалистов взгляд на политическую партию как на "избирательную машину", делая ее центральным звеном политической и государственной жизни;
закон регулирует условия и порядок регистрации политических партий, причем регистрация является обязательным условием деятельности партии. Для регистрации требуется: определенный минимум членов партии (5 тыс. человек в Португалии, 1, 5 тыс. человек в Швеции и т. д.), большинство из которых должно быть гражданами данной страны; организационная оформленность партии; регулярная отчетность об источниках финансирования (субсидии из-за границы запрещаются); четкость самого названия партии (оно не должно быть похоже на уже имеющиеся, недопустимо использование национальной или религиозной символики) и т. д. Регистрация осуществляется министерством внутренних дел (Испания, Италия, Франция и др.), реже — министерством юстиции (Бельгия, Нидерланды), иногда Верховным судом (Португалия) или даже налоговым управлением (Швеция); права и обязанности членов; возможные дисциплинарные меры к членам партии; общую структуру партийного аппарата; состав и полномочия руководящих органов; принцип гласности в работе партии; порядок принятия решений на партийных собраниях; сроки их созыва и т. д. Иначе говоря, закон жестко определяет не только общую схему, но и -само содержание важнейших партийных документов;
Рекомендуем к прочтению:
Символика и значение названия
Символом, под которым объединились украинские революционеры, стал оранжевый цвет, который еще до начала активных действий на Площади Независимости стал носиться в элементах одежды или аксессуарах преимущественно молодежью и политически-ак ...
Переход от авторитаризма к демократии.
В середине XIX века был сформулирован закон политического развития. Токвилль и другие мыслители полагали, что для страны со слабой и зарождающейся демократией нет ничего опаснее, чем слишком быстрые реформы и изменения. В этих условиях уч ...
Берлинский кризис 1958 – 1961 гг.
Повышение статуса ГДР в отношениях с СССР сопровождалось усилением позиций Ульбрихта в восточногерманском руководстве. Используя опасения Хрущева по поводу возможности возникновения нового кризиса в «социалистическом лагере», как это было ...