Критический взгляд на гражданское обществоСтраница 5
Политические материалы » Концепция гражданского общества » Критический взгляд на гражданское общество
Развитое гражданское общество может стать естественным союзником успешной рыночной экономики. В странах с высоким уровнем жизни у граждан появляется свободное время, ресурсы и знания для того, чтобы активно участвовать в общественной жизни. Многие сектора гражданского общества могут усилить экономическое развитие, способствуя претворению в жизнь стабильной государственной политики и перераспределяя финансовые и информационные потоки в обществе. Как и в отношениях между гражданским обществом и демократией здесь, тем не менее, важно не выводить железных законов и причинно-следственных связей. Дорога к экономическому успеху не обязательно проложена гражданским обществом: сильное гражданское общество может сосуществовать с относительно слабой экономикой, и наоборот. Более того, слишком развитое или искаженное гражданское общество может быть экономически опасно. Некоторые экономисты, например, убеждены, что латиноамериканские профсоюзы, оплот гражданского общества этого региона, стали одновременно и одним из главных препятствий экономическому росту и стабильности экономики Латинской Америки.
Гражданское общество не берет деньги у правительства.
Да неужели?Когда институты гражданского общества в условиях диктатуры выступают за свободу, ключевой элемент их политической честности - полная независимость от правительства, как финансовая, так и любая другая. В странах с демократическим режимом действует совсем иная система правил. Многие элементы гражданского общества финансируются правительством. В западной Европе, например, широко распространена правительственная поддержка гражданского общества, в том числе и групп, которые бросают правительству вызов, например организации по защите окружающей среды, союзы борьбы за права человека. Даже в Соединенных Штатах, правительственное финансирование гражданского общества сильно превосходит предполагаемые размеры. "Сравнительный анализ некоммерческого сектора", спонсируемый университетом Джонс-Хопкинс, показал, что "…правительство является практически в два раза большим источником дохода для американских некоммерческих организаций, чем частные вклады, несмотря на наличие в Америке множества фондов и программ финансирования".
Развитие гражданского общества означает снижение роли государства.
Ни в коем случае.
Бурное развитие гражданского общества заставляет некоторых представлять будущее практически лишенным государственного влияния, когда слабые, имеющие минимальное влияние государства уступают место мощным неправительственным группам, провозглашающим новый, благородный гражданский порядок. Такое представление - мираж. Институты гражданского общества могут быть значительно более эффективными в корректировке государственной политики, если у государства есть соответствующие полномочия по проведению и урегулированию таковой. Эффективная работа неправительственных групп интересов фактически сводится не к ослаблению, а к усилению возможностей государства. Характерный пример этому-американская политика по защите окружающей среды. Гражданская активность в этом вопросе натолкнула правительство на мысль создать государственные отделения по защите окружающей среды, выработке соответствующих законов, механизмов осуществления соответствующей политики. Ничто не наносит большего вреда развитию гражданского общества, нежели слабое летаргическое государство. В Восточной Европе, гражданское общество с 1989 года сделало большой шаг вперед в тех странах, где правительства доказали свою компетентность и способность к действию, например в Польше и Венгрии, и по-прежнему отстает в развитии в странах с неэффективным, некомпетентным правительством, например в Румынии и Болгарии.
Рекомендуем к прочтению:
Политическое устройство Туркменистана
27 октября 1991г. в результате развала СССР образовалась новая независимая Республика Туркменистан. По форме правления она является президентской республикой. Однако с течением времени президент этой республики стал обладать фактически не ...
Функции политологии и её место в системе общественных наук
Политология как научная и учебная дисциплина, отражающая многообразие политической жизни общества, выполняет следующие функции: гносеологическую, мировоззренческую, практически- прогностическую.
Гносеологическая, или теоретико-познавател ...
Право и иные социальные нормы как средства организации политической системы
Универсальным фактором, наиболее активно воздействующим на деятельность индивидов, организаций, является система нормативного регулирования. Эта система состоит из целой совокупности норм, включающей нормы права, корпоративные нормы, норм ...