Политика и экономикаСтраница 1
Политические материалы » Основы политологии » Политика и экономика
Решающую роль в развитии общества играет взаимодействие экономики и политики. Экономика выступает определяющей детерминантой политической жизни. Эта зависимость получила всестороннее обоснование в марксизме. Марксизм исходил из того, что государство, политические отношения ("надстройка") определяются характером экономических отношений и уровнем развития производительных сил ("базис"). Эта идея была развита В.И. Лениным. Известно ленинское определение политики как "концентрированного выражения экономики". Позиция однолинейного экономического детерминизма, представленная в марксизме, не позволила отметить относительную автономность политики и объяснить ряд исторических примеров, которые не укладываются в эту схему, например, как на основе рабовладельческого способа производства возникла демократическая форма правления в древних Афинах. Общества, находящиеся на одной ступени развития производительных сил, обмена и потребления, могут иметь разные типы политической системы, отличаться социальной структурой. Например, современная рыночная экономика может сочетаться как с демократическими, так и с авторитарными режимами. Наконец, политика может быть детерминирована и другими факторами: культурными, географическими и природными, технологическими, особенностями социальной структуры общества и исторического развития.
Вместе с тем, влияние экономических отношений на политику существует, хотя оно и не всегда бывает заметным в повседневной жизни:
1. Экономический фактор определяет главные параметры социальной стратификации общества: классовую, профессиональную, имущественную, что прямым образом сказывается на политической жизни. Так, например, уровень политической стабильности напрямую зависит от соотношения богатых и бедных в структуре общества, от наличия в обществе значительного среднего класса.
2. Политические интересы людей прежде всего детерминированы их экономическими интересами. Определяющую роль играют отношения собственности и распределения. Это порождает различные политические требования, программы и лозунги. Одни хотят снизить налоги, другие - нет. Одни хотят сократить социальные расходы в бюджете, другие - нет. Экономическое интересы "заставляют" бизнес-элиту финансировать избирательные кампании, непосредственно воздействовать на политиков для принятия выгодных для бизнеса решений.
3. Экономическая нестабильность и кризисы порождают кризисы доверия к правительству, являются причинами смены власти, роста протестных форм активности населения и революций.
4. Внешняя политика государства строится с учетом интересов национальной экономики. Об этом свидетельствует практика давления западных правительств на правительства стран - экспортеров нефти с целью понижения цен на сырье, либо практика обеспечения в других регионах интересов собственных транснациональных корпораций.
Обратное влияние политики на экономику проявляется в следующем:
- стабильность политической ситуации влияет на стабильность экономической жизни, делает страну привлекательной для инвестиций, политическая нестабильность приводит к бегству капитала за рубеж, к "утечке мозгов";
- через научно-техническую политику государство влияет на рост производительности труда, воздействует на условия и содержание труда работников;
- влияние государства проявляется в реализации его экономической функции;
- разрабатывая новые концепции экономического развития, государство воплощает их в экономических реформах, тем самым изменяет экономическую среду.
Рекомендуем к прочтению:
Политическая культура России в историческом измерении 19 -21 вв. Особенности
политической культуры 19 века
Для понимания особенностей политической культуры 19 века существенное значение имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи. В результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной монархии и зако ...
Политические процессы какого типа преобладают в рамках демократических
режимов и как они протекают?
Политический процесс можно определить как упорядоченную последовательность действий и взаимодействий политических субъектов, связанных с реализацией властных интересов и целедостижением и, как правило, создающих и воссоздающих политически ...
Участники
Поскольку в США “предложение” лучшей практики РМОВ является ключевым фактором в повышении качества управления, в данном разделе представлен список организаций, вовлеченных в этот процесс, а также ссылки на важнейшие документы, размещенные ...