PoliticalMind

Политическая аналитика

Типологии политических режимов
Страница 2
Политические материалы » Политические режимы » Типологии политических режимов

Таким образом, можно говорить о политическом режиме "как об открытых для изменений моментах правления, переменных параметрах современного конституционного строя" (М.В. Ильин). Само слово "режим" получило широкое распространение в качестве нового политического понятия в конце 18 – начале 19 вв., одновременно со словом "Конституция", послужившим для концептуализации устойчивых характеристик политического устройства, уважение которых было обязательным как для государства, так и для гражданского общества. Соответственно, требовалось каким-то образом обозначить комплекс переменных параметров политического устройства, которые не только можно, но и должно периодически менять. "Любая конституция рисует не одну, а множество схем правления, построение которых зависит о расстановки сил в данный момент. Различные политические режимы могут функционировать в одних и тех же конституционных рамках", - писал по этому поводу М. Дюверже.

Подобная концептуализация позволяет говорить о сменяющих друг друга режимах (режим или правление Б. Ельцина и т.д.) при сохранении одной и той же конституции. Политическая же система представляет собой совокупность всех политических институтов, объединенных структурно-функциональными связями в целостное единство, которое противостоит своей окружающей социальной среде – или другой политической системе (российская – американской и др.).

Задачей политической науки является не столько определение оптимального политического режима, сколько сравнительный анализ их общих и особенных характеристик. И в этом случае самым удобным и распространенным методом анализа является типологизация. Типология предполагает классификацию "идеальных типов" в понимании Макса Вебера. Для него идеальный не означает "совершенный" - идеальный это - "чистый, простой". "Это - мысленный образ, не являющийся ни исторической, ни тем более "подлинной" реальностью. Еще менее он пригоден для того, чтобы служить схемой, в которую явление действительности может быть введено в качестве частного случая. По своему значению это чисто идеальное пограничное понятие, с которым действительность сопоставляется, сравнивается, для того чтобы сделать отчетливыми определенные значимые компоненты ее эмпирического содержания". "Идеальный тип" "…есть возникающая вновь и вновь в различных исторических обстоятельствах модель поведения отдельных групп, культурных общностей или даже целых обществ", - писал М. Вебер. Социология, с его точки зрения, есть рациональная дисциплина, стремящаяся к "интерпретативному пониманию" социального поведения при помощи типологических методов". Задача типологизации состоит в классификации различных форм проведения политики, т.е. различных политических режимов. Этот подход, таким образом, создает аналитическую рамку для сравнительного анализа политических режимов. Типологизация это сознательное упрощение политической действительности, но этот метод позволяет систематизировать и наиболее значимо объединить полученное знание о мире политики. Интерес к типологии политических режимов также стар, как и само изучение политики.

Поскольку задача типологии не только описывать, но и объяснять политическую реальность, постольку они должны отвечать двум основным исходным требованиям: с одной стороны, быть внутренне связными, логически последовательными, с другой максимально соответствовать эмпирическим фактам, быть эмпирически адекватными. Главная сложность создания адекватной типологии - сочетание в ней этих двух требований, во многом противоречащих друг другу. Так, хорошо известные типологии государств Платона и Аристотеля, не потерявшие своей значимости и сегодня, полностью отвечают первому требованию, но не выдерживают испытания вторым. Поэтому основная цель современных типологий политических режимов (систем) достижение эмпирической адекватности.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Право как фактор, опосредствующий политическую деятельность индивидов, организаций
Право- это исключительно результат созидательной деятельности человека. Правовое развитие общества – поступательный культурно-исторический процесс, связанный с постоянным эволюционированием существующих правовых норм. В данной связи отмет ...

Православие как национальная идея и его проблемы
Национальная идея – это Идея народа, или, иначе говоря, идея национальности или этноса. На современном этапе развития общества понятие национальной идеи можно определить следующим образом: - это принцип устройства жизни народа; - это т ...

Основные разновидности демократических режимов
Различают следующие основные разновидности демократических режимов[3]. Либеральные демократии исходят из приоритета прав личности над правами государства. Поэтому они первостепенное внимание уделяют созданию институциональных, правовых и ...