Концепции взаимоотношений личности и государстваСтраница 2
Политические материалы » Политика и личность » Концепции взаимоотношений личности и государства
Современные демократии базируются на либеральном понимании взаимоотношений личности, общества и государства. В индустриально развитых демократических государствах имеется некоторое различие в подходах к взаимоотношению человека и власти, но не ставится под сомнение признание статуса личности любого человека как источника власти, первичного и главного субъекта политики. Либерализм утвердил абсолютную ценность человеческой личности, и изначальное, «от рождения», равенство всех людей, а также неотчуждаемые права человека, такие, как право на жизнь, свободу, собственность. Классики либерализма считали, что государство создается на основе общего согласия, консенсуса, и с единственной целью - сохранить и защитить естественные права человека. Источником власти выступает индивид, а государство - результат договора, соглашения свободных людей. Оно подконтрольно и подотчетно народу, и вправе выполнять лишь те функции, которыми его наделяют граждане. Продолжатели либеральных идей – неоконсерваторы - выступают за максимальную разгрузку государства, его отказ от социальных функций, возврат к рыночному саморегулированию не только в экономике, но всюду, где возможно. Нынешний социальный либерализм по-другому рассматривает взаимоотношения личности и государства, которому отводится уже не роль «ночного сторожа», а ряд социальных функций. Разрабатываются теории, в которых сочетаются традиционные либеральные ценности и идеи коллективизма, равенства. К ним прежде всего относятся социал-демократическая идеология и христианское учение. Возникло понятие «социального государства», способного осуществлять современную социальную политику: заботиться о правах человека, социальном обеспечении, трудоустройстве, охране здоровья и т.д. Государство должно вмешиваться в экономическую, социальную сферу, чтобы обеспечивать гражданские и политические свободы граждан, снижать имущественное неравенство, разрешать социально-классовые конфликты, поддерживать слабых. Государство должно использоваться для достижения всеобщего блага, поддержания и улучшения качества жизни людей.
В то же время в современном мире сохранились патерналистские взгляды, которые достаточно широко распространены в развивающихся странах с малограмотным крестьянским населением, в авторитарных и тоталитарных государствах. Так, в СССР признавались только права, дарованные, предоставленные гражданину государством. Человек рассматривался не как равный с государством партнер, а как собственность государства, полностью зависимое от него лицо, “винтик” партийно-государственного механизма. Политика была ориентирована не на конкретных людей, а на трудящихся, рабочий класс, а судьба отдельного человека не в последнюю очередь зависела от его социально-классового положения. До сих пор часть населения нашей страны, особенно старшее поколение, все еще воспринимает президента как главу семьи, как “батьку”, который может не только пожурить, поругать, но и помочь, а себя - как маленького, покорного властям человека.
В основе современных западных элитарных концепций соотношения человека и государства лежит необходимость наличия компетентной власти меньшинства над большинством, как условия нормального функционирования социума. Сам же человек - пассивный объект управления, он должен подчиняться, повиноваться элите из-за ее большей компетентности. Ряд политологов (Р.Даль, В.Корнхаузер, Й.Шумпетер) рассматривают возрастающее участие граждан в политике как противоречащее природе личности, провозглашая принцип: “политика для политиков”.
Рекомендуем к прочтению:
Социал-демократическая идеология
Стержнем социал-демократического движения выступает концепция демократического социализма. Чуть ли не все социал-демократические партии конца XIX – начала XX вв. ставили своей целью разрыв с капитализмом. Критики этой идеи утверждали, что ...
Национальный институт разрешения конфликтов штатов
Созданный в 1933 г., институт способствует разрешению конфликтов, возникающих между тремя ветвями власти во всех штатах. Необходимо отметить, что предлагаются альтернативные методы разрешения конфликтов. ...
Гуманистическая ориентация политического завещания Ленина.
Опыт первых пяти лет Советской власти выявил как исторические достижения, так и опасные проблемы, препятствовавшие построению общества реального гуманизма. Уже будучи тяжело больным, в конце 1922 - начале 1923г. В. И. Ленин в своих после ...
